'Тур свободы' президента Польши Александра Квасьневского: следующая станция - Молдова
Александр Квасьневский, твердый союзник Соединенных Штатов и лидер крупнейшей из вновь присоединившихся к Европейскому Союзу стран, был одним из главных посредников, с чьей помощью прошлогодний кризис на президентских выборах на Украине удалось разрешить без крови.
- [Эти выборы] показали, что такое возможно, - заявил недавно прессе президент Польши, как бы в ответ на частые сомнения в том, что ЕС вообще способен проводить общую внешнюю политику, - теперь перед нами стоят новые задачи: Молдова, Приднестровье, Беларусь. Польша готова участвовать в их решении.
Украинская революция совершила то, что понравилось подавляющему большинству населения Польши и отвечает главным целям внешней политики ЕС и США - сменила на ориентацию украинской власти с российской на прозападную. Роль, которую сыграл в этом Квасьневский, призвав на помощь свои личные связи и тем самым содействовав в предотвращении уже запланированной конфронтации с демонстрантами, протестовавшими против первоначальных результатов выборов, показывает, кроме всего прочего, насколько сильно бывшие коммунистические страны меняют Европейский Союз, хотя еще не пробыли его членами и года.
Хотя в Польше многие задаются вопросом: а что, собственно, выиграла страна от поддержки вторжения США в Ирак и от того, что ее войска управляли одной из трех зон безопасности в Ираке, ее роль в разрешении кризиса на Украине ясно показывает, насколько мощный толчок вхождение в ЕС дало польскому влиянию на восточном фланге Союза.
- Это действительно очень сильно изменило сущность европейской политики, - считает Тимоти Гартон Эш (Timothy Garton Ash), преподаватель истории Европы в Оксфордском университете в Великобритании, - это первый случай, когда политику ЕС изменили его новые члены, и, честно говоря, я бы поставил на то, что Украина станет членом Европейского Союза.
По словам Квасьневского, Украина - это только начало. На очереди Молдова - крохотная нищая страна, бывшая республика Советского Союза, втиснутая между Украиной и Румынией. Одной из ее главных проблем до сих пор остается существующая на ее территории самопровозглашенная территория, на которой до сих пор стоит российская военная база и которая занимает одно из видных мест в списке центров контрабанды и торговли оружием и наркотиками в Европе.
- Почему Европа терпит это так долго - уже 12-14 лет? - спрашивает Квасьневский. Теперь, когда на Украине пришел к власти прозападный президент Ющенко, а на выборах в Молдове, которые должны состояться в марте, правящая коммунистическая партия, как ожидается, не получит такого перевеса, как раньше, Квасьневский считает, что возможность объединения Молдовы с последующим включением ее в Евросоюз вместе с Украиной реально существует.
Безусловно, эти шаги Квасьневского, работавшего в 80-х годах на посту министра в двух последних коммунистических правительствах Польши, никак не прибавляют ему популярности в Кремле, и без того разозленном его участием в разрешении украинского кризиса. В декабре президент России Владимир Путин обвинил Квасьневского в том, что тот пытается изолировать Россию, однако это не может ослабить стратегической ориентации новых стран-членов ЕС на установление стабильности в странах, соседствующих с ними на востоке, и в конечном счете на приведение их в ряды членов Союза.
- Границы ЕС должны двигаться дальше на восток, что важно по соображениям безопасности; кроме того, так мы окажемся ближе к центру ЕС, - утверждает Квасьневский, вместе с которым на Украине работали президент Литвы Валдас Адамкус (Valdas Adamkus) и шеф внешней политики ЕС Хавьер Солана (Javier Solana).
Годами Квасьневский оставался единственным лидером, защищавшим Украину перед Западом в те времена, когда на эту страну и ее бывшего президента Леонида Кучму одно за другим сыпались различные обвинения - от коррупции до продажи оружия Ираку, что Кучма неизменно отрицал. И поэтому, как утверждает президент Польши, когда в ноябре Кучма увидел, что против него стоят сотни тысяч людей, протестующих против результатов президентских выборов, победителем на которых был объявлен премьер-министр Виктор Янукович, к которому благоволил Кучма, президент Украины позвонил именно Квасьневскому в полвторого утра.
- Я сказал 'Только не надо никакого насилия, я вскоре буду в Киеве', вспоминает Квасьневский, хорошо говорящий по-русски. Он говорит, что по голосу Кучмы казалось, что его подговаривают к тому, чтобы силой разогнать протестующих. Однако по телефону он сказал, как вспоминает польский лидер, что никогда не даст санкцию на применение силы.
Позже, как рассказывает Квасьневский, когда он уже ехал от Кучмы в первый из трех дней 'круглого стола', на котором при посредничестве ЕС предполагалось достичь соглашения, ему позвонили и сказали, что из Донецкой области, что в Восточной Украине, в Киев едут шахтеры в качестве силы, которую планируется противопоставить демонстрантам на Площади независимости в центре Киева. Квасьневский рассказывает, что позвонил Сергею Тигипко, начальнику избирательного штаба Януковича.
- Я сказал Тигипко: 'Помнишь, как мы работали вместе?' - вспоминает Квасьневский и добавляет, что в свое время он помог Тигипко устроиться на работу в Европе, - Я сказал: 'Пожалуйста, не совершай подобной глупости. . . это выльется в кровопролитие, и последствия будут непредсказуемы, вплоть до гражданской войны.'
(Кучма и Тигипко выехали из Киева после выборов; в настоящее время их местонахождение неизвестно, и побеседовать с ними нам не удалось.)
Шахтеров отправили по домам, и тем же вечером прошел первый раунд переговоров между кандидатами, Кучмой, Россией и ЕС. Переговоры закончились соглашением о том, что ни одна из сторон не будет прибегать к силе, а законность результатов первых выборов определит Верховный Суд на открытом заседании.
Хотя Квасьневский не отрицает, что настаивал на том, чтобы суд прошел открыто, он говорит, что роль, которую в успехе мирной революции на Украине сыграл он и делегация ЕС, несравнима с ролью самих украинских демонстрантов и их лидеров. Однако он считает, что это разрешение украинского кризиса стало одним из четырех знаковых событий, произошедших за те десять лет, что он стоит у власти в Польше - в 1995 году на президентских выборах он победил лидера движения 'Солидарность' Леха Валенсу (Lech Walesa).
Остальные три - вступление Польши в Организацию Североатлантического договора, вступление ее в ЕС и принятие первой конституции посткоммунистической Польши.
Европейская дипломатия признает, что связи Квасьневского и исторически глубокие связи между Польшей и Украиной помогли посреднической миссии, но указывает, что ее успех стал возможен только потому, что ЕС представляла целая делегация, в которой Хавьер Солана фактически представлял более традиционных членов Европейского Союза, более осторожно настроенных по отношению к Украине и менее склонных провоцировать Россию.