Прошедшая неделя была не самой удачной с точки зрения проблемы распространения ядерного оружия. Руководство Северной Кореи объявило о том, что в его распоряжении теперь появилось оружие массового поражения, и не выразило никакого желания продолжать многосторонние переговоры с Соединенными Штатами и своими региональными соседями в лице Китая, России, Японии и Южной Кореи, которые делают все возможное для того, чтобы убедить Северную Корею прекратить свою ядерную программу.
Затем президент Ирана Мохаммад Хатами (Mohammad Khatami) с гордостью поздравил иранских ученых с тем, что они достигли невероятных успехов по всем направлениям, включая ядерный сектор экономики, несмотря на десятилетия экономических санкций. Тегеран отрицает слухи о том, что он заинтересован в получении оружия массового поражения, однако масштаб иранской ядерной программы и все усилия, направленные на то, чтобы скрыть ее от глаз международного сообщества, говорят совершенно о другом.
Сегодня главный вопрос, который стоит перед мировым сообществом, звучит следующим образом: что делать дальше? Некоторые американские политики намекают на необходимость незамедлительной военной кампании против Ирана. Другие призывают к обсуждению действий вышеупомянутых стран на специальном заседании Совета Безопасности ООН. Обе точки зрения содержат в себе рациональное зерно, однако без должного планирования и подготовки они могут принести больше вреда, чем пользы. Если Соединенные Штаты все-таки настоят на обсуждении Ирана или Северной Кореи в Совете Безопасности ООН, но не наберут достаточное количество голосов для запрещения ядерных программ этих двух стран, они соответственно, ничего не добьются. Еще хуже будет, если американцы осуществят вторжения в Иран, не имея четких целей или не обладая достоверными разведданными, что в конечном итоге приведет к тому, что они в очередной раз увязнут в болоте, еще более топком по сравнению с иракским.
Альтернативный выход из сложившейся ситуации может предоставить дипломатия.
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Европейский Союз (ЕС) - в лице Франции, Германии и Великобритании - вовлечены в диалог с Ираном примерно на том же уровне, что и вышеупомянутые шесть стран в отношении Северной Кореи. Эти мирные переговоры могут привести к положительному разрешению конфликтной ситуации, хотя участвующие в них стороны рискуют оказаться непонятыми. Слишком уж полны решимости Иран и Северная Корея, такие разные во всех других отношениях, заиметь собственное ядерное оружие.
Очевидным становится тот факт, что назрела потребность опробовать кардинально новый подход в решении этой проблемы, и, возможно, настало время для поиска таких союзников, которые были бы способны привнести в понимание природы кризиса новые идеи и инструменты. Соединенные Штаты и Россия обладают огромным опытом в разработке ядерных технологий. С момента окончания 'холодной войны' эти страны работают вместе в рамках программы 'За совместное снижение опасности' (ССО) (также известной как инициатива Нанна-Лугара по именам американских сенаторов, выдвинувших ее в 1992 г.). Благодаря этой программе была уничтожена часть советских ракетных комплексов, а ядерные материалы и боеголовки не попали в руки террористов. С учетом уже имеющегося опыта Соединенные Штаты и Россия могли бы стать мощными союзниками в борьбе против распространения ядерного оружия.
Конечно же, и здесь не обойтись без проблем. Соединенные Штаты и Россия имеют такой богатый опыт, так как являются ядерными державами по условиям Договора о нераспространении ядерного оружия - двумя из пяти стран на земном шаре, имеющими право развертывать ядерное оружие в соответствии с нормами международного права. Согласно этому договору, США и Россия должны постепенно избавиться от своих ядерных арсеналов, и в этом смысле их явное нежелание поскорее выполнить свои обязательства вызывает недовольство и недоверие со стороны всех остальных членов мирового сообщества, не обладающих оружием массового поражения.
Еще одна проблема заключается во взаимной подозрительности. В 1990 г. потенциал сотрудничества в сфере нераспространения ядерного оружия сильно снизился из-за опасений Соединенный Штатов, касающихся российской внешней политики. Наибольшее недовольство у американцев вызывал тот факт, что Россия способствовала развитию иранской ядерной программы поставкой своих технологий - центрифуг, оборудования для лазерного обогащения изотопов и тяжеловодных ядерных реакторов. Негативная реакция усилилась еще больше после того, как российские эксперты и парламентарии заявили о том, что Иран не сможет использовать эти технологии для производства собственного ядерного оружия.
Россия, как оказалось, скорее чинила препятствия, чем помогала в решении кризиса. В итоге возможности сотрудничества США и России по вопросам нераспространения ядерного оружия были весьма ограничены. В сложившейся ситуации речь больше шла о взаимном содействии в рамках программы ССО, чем о полномасштабном сотрудничестве.
Тем не менее, со всеми этими проблемами можно справиться. В мае этого года состоится пересмотр положений Договора о нераспространении ядерного оружия в ходе одной из конференций ООН. Вашингтон и Москва могут подчеркнуть, что они по-прежнему продолжают уничтожать ядерное оружие и средства его доставки, а также закрывают промышленные предприятия, занимающиеся его производством. Какие-то действия американского и российского руководства вытекают из международных договоров (например, из Договора о сокращении стратегических вооружений), но зачастую и Россия, и США действуют в одностороннем порядке. Если бы эти две мировые ядерные державы выразили готовность, вместе или поодиночке - значения не имеет - проинформировать мировое сообщество о том, что они делают для сокращения собственных ядерных арсеналов, то недовольство и подозрительность других стран заметно бы снизились.
Что касается недовольства США в отношении поведения России в Иране, то здесь ситуация претерпела значительные изменения. В 2003 г. одна из иранских оппозиционных партий заявила о том, что правительство страны в тайне от всего мира начало строительство завода по переработке отработанного ядерного топлива. Эта информация вкупе с результатами аэрофотосъемки встревожила мировое сообщество и подняла вопрос о намерениях иранского руководства. Россия, которая вот уже почти десять лет строит для Ирана легководный ядерный реактор в Бушере, также выразила свою обеспокоенность. По мере поступления новых сведений выяснилось, что Иран тайно приобрел необходимое оборудование у Абдула Кадыр Хана (Abdul Qadeer Khan), чья преступная сеть действовала за пределами Пакистана. Россия, несмотря на то, что раньше она пыталась продать свои ядерные технологии за рубеж, в этой сделке замешена не была.
Более того, Россия фактически начала использовать свое влияние, которое она приобрела в ходе строительства реактора в Бушере, для того, чтобы всячески способствовать представителям МАГАТЭ и ЕС в ведении переговоров с иранским правительством. Россия оказала решающее давление на Иран в процессе принятия дополнительного протокола, касающегося соглашения о взаимных гарантиях с МАГАТЭ.
Россия также заверила весь остальной мир, что не будет поставлять топливо для бушерского реактора до тех пор, пока с Ираном не будет подписан договор о топливном обеспечении: Россия намерена поставлять свежее топливо только в обмен на отработанное. Ирану не придется самостоятельно заниматься обогащением урана, который используется в качестве топлива в Бушере, и тем более заботиться о том, куда девать отработанное горючее - короче, всем тем, что могло бы стать источником компонентов, необходимых для производства собственного ядерного оружия. Иными словами, Россия в Иране наконец-то начала действовать как активный участник процесса, направленного на нераспространение ядерного оружия, перестав быть причиной возникновения проблем.
В этой связи Соединенные Штаты и Россия могли бы заняться более тяжелыми случаями распространения ядерного оружия. В самом деле, участие Москвы помогло бы открыть многие двери. Например, российские эксперты очень хорошо знакомы с северокорейскими учеными, многие из которых получили образование в советских университетах и, по признанию многих педагогов, достигли небывалых высот в физике, химии и других дисциплинах. В период напряженных отношений с правительством в Пхеньяне российские связи с северокорейскими учеными могли бы положить начало диалогу о сокращении ядерной угрозы и начале продуктивного технического сотрудничества.
Что касается Ирана, то здесь дипломатические усилия России могли бы привести к выполнению тех целей, которые Соединенные Штаты никогда бы не достигли в одиночку, учитывая разрыв отношений между Тегераном и Вашингтоном, произошедший 25 лет назад. Российские ядерщики не раз говорили о том, что в отношении договора о топливном обеспечении бушерского реактора можно выработать специальный механизм прозрачности. Системы дистанционного контроля могли бы сочетаться с инспекциями на местах и регулированием топливных поставок, что исключило бы возможность кражи и последующей переработки топлива в оружейный плутоний, используемый при создании ядерного оружия.
В преддверии встречи Джорджа Буша (George Bush) и Владимира Путина, которая состоится на следующей неделе в Братиславе, оба президента должны тщательно обдумать возможность эффективного партнерства в сфере нераспространения ядерного оружия, и чем скорее они придут к консенсусу по этому вопросу - тем лучше. Слишком долго сотрудничество по ядерным проблемам ограничивалось для США содействием в уничтожении советского ядерного наследия. Сегодня России есть что предложить для решения ядерного кризиса, разрывающего мир на части. И Соединенные Штаты должны быть готовы принять эту помощь.
Роуз Готтемеллер - старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир (Вашингтон, округ Колумбия). В период с 1999 по 2000 гг. исполняла обязанности заместителя министра энергетики США по вопросам нераспространения ядерного оружия