Хотя трения между единомышленниками в руководстве любой страны происходят часто, Россия в этом плане - особый случай: ведь некоторые из подобных разногласий носят там фундаментальный характер, и к тому же озвучиваются публично. Кроме того, возникшая в последнее время путаница с принятием политических решений говорит о том, что разлад в высших эшелонах власти достиг необычайно высокого уровня.
Раскол в российской политической элите происходит прежде всего по линии 'либералы - государственники'. Самым ярким проявлением этого раскола стали разногласия в связи с 'атакой' государства против нефтяной компании 'ЮКОС', но это далеко не единственный предмет спора между двумя лагерями. По сути речь идет о противоречиях между сторонниками рыночной экономики и частного предпринимательства и теми, кто, согласно давней российской традиции, озабочен прежде всего национальной безопасностью и больше доверяет государству в качестве экономического менеджера.
Главными выразителями либеральных идей внутри государственного аппарата являются министр экономического развития и торговли Герман Греф и советник президента Андрей Илларионов. Впрочем, высокопоставленные чиновники МЭРТ и Министерства финансов также в целом придерживаются либерального курса. Министр финансов Алексей Кудрин по-прежнему решительно отстаивает необходимость жесткой бюджетной дисциплины, однако он не выразил однозначного отношения к агрессивной кампании по взысканию с частных корпораций налоговых недоимок, которая привела к серьезнейшему ухудшению инвестиционного климата.
Участниками конфликта являются главным образом либералы из МЭРТ и Минфина, с одной стороны, и бывшие чиновники органов безопасности, преобладающие сегодня в президентской администрации (ее штаб-квартира расположена в Кремле) - с другой. Другие сотрудники федерального госаппарата предпочитают помалкивать или поддерживают Кремль.
Недавно Греф и Илларионов сделали ряд откровенных публичных заявлений, не заботясь ни о сохранении иллюзии единства во власти, ни о собственной политической карьере. Так, в декабре Илларионов назвал организованный государством аукцион по продаже 'Юганскнефтегаза' (филиала 'ЮКОСа') 'аферой года': эта фраза уже стала крылатой. Вскоре после этого он перестал отвечать за подготовку России к саммитам 'большой восьмерки', но пока сохраняет за собой пост президентского советника. Греф же в январе заявил, что государство должно продать 'Юганскнефтегаз' частному владельцу, повторить эту же процедуру с государственной нефтяной компанией 'Роснефть', и вообще уйти из нефтяной отрасли, поскольку под государственным контролем нефтяной сектор будет развиваться так же медленно, как и газовый. При этом он оговорился, что не утверждает, будто государственное правление в принципе не может быть эффективным - речь идет только о неэффективности российского государства.
С проблемой государственного вмешательства в экономику тесно связан и другой вопрос, вызывающий споры - о среднесрочных перспективах роста. НА МЭРТ возложена обязанность регулярного составления трехлетних прогнозов развития экономики, которые должны служить ориентиром для выработки политического курса. Президент Владимир Путин поставил задачу удвоить ВВП страны в течение 10 лет, однако в прогнозах грефовской команды темпы экономического роста не дотягивают до требуемых для этого 7,2% в год. Они утверждают, что до 2011 г. эти темпы вряд ли превысят 7%, и добиться такого превышения можно только за счет ускорения реформ.
Евгений Примаков, бывшей премьер-министр, а ныне - член верхней палаты парламента, назвал последний трехлетний прогноз грефовского министерства 'идеологически ошибочным', и отметил, что в нем 'игнорируются ошибки и преступления 1990х гг.'. По его словам, необходимо переходить к 'новому этапу' в экономической политике.
Критика Грефа со стороны Примакова - лишь один из примеров распространенного явления: 'придворные' и чиновники 'низших эшелонов' с повышенным рвением следуют новому, как они считают, курсу Кремля, создавая при этом дополнительные трудности для высокопоставленных политиков. Вот вам другие примеры подобного рвения: губернатор Томской области начал подыскивать новых менеджеров для местной нефтяной компании, несмотря на то, что юридически она все еще принадлежит 'ЮКОСу', а налоговая служба Якутии заморозила счета еще одного юкосовского филиала.
На недавнем Всемирном экономическом форуме в Давосе (Швейцария) глава фирмы-оператора мобильной связи 'Вымпелком' объяснял предъявление его компании налоговых претензий теми же причинами. Кудрин, как сообщается, пытаться добиться поддержки Путиным своих предложений по ограничению полномочий Федеральной налоговой службы в плане взыскания налоговых недоимок. Однако озвучиваются и контрпредложения - еще больше расширить полномочия налоговых инспекторов. Поскольку детали налоговой реформы еще обсуждаются в правительстве, пока нельзя сказать, чья линия одержит верх.
Можно привести немало других примеров противоречивых и непонятных решений. Перечислим те из них, что негативно отразились как на внутренней, так и на внешней экономической политике:
- Попытка монетизации многочисленных социальных льгот, доселе предоставлявшихся 'натурой', не только вызвала недовольство в обществе, но и угрожает финансовой стабильности. Как сообщается, Кудрин уже был вынужден отказаться от своей позиции относительно использования средств из бюджетного стабилизационного фонда ('Стабфонда') - если он превысит планку в 500 миллиардов рублей (18 миллиардов долларов) - только для досрочной выплаты государственного долга. Среди уступок протестующим гражданам - незапланированное повышение федеральных социальных расходов и (опять же незапланированное) увеличение субвенций региональным бюджетам. Дополнительные расходы угрожают планируемому профициту бюджета на этот год; не исключены и 'набеги' на Стабфонд.
- Попытка государства продать 'Юганскнефтегаз' фактически самому себе столкнулась с серьезными препятствиями после того, как руководство 'ЮКОСа' добилось решения американского суда о неприкосновенности его активов. Попытки обойти эти препятствие привели к непонятному переводу средств из Китая в Россию - сначала Кудрин заявил, что речь идет о займе, полученном 'Роснефтью' для приобретения 'Юганска', а затем 'Роснефть', Внешэкономбанк и даже пресс-служба кудринского министерства опровергла это утверждение. Одна из версий относительно этой сделки заключается в том, что займ был получен под будущие поставки нефти в Китай (не включающие продукцию 'Юганска'). Тогда эту сделку, предусматривающую дорогостоящие поставки нефти по железной дороге в течение 5 лет по средней цене в 17 долларов за баррель, трудно оценить как выгодную.
- Завеса тайны окружает и давно ожидаемый отчет Федеральной счетной палаты о процессе приватизации в 1993-2003 гг. Его опубликование и обсуждение в парламенте откладывалось уже дважды. Вероятно, трудности возникли из-за неспособности Кремля и правительства выработать согласованную позицию относительно пересмотра итогов приватизации. К сожалению, подобные проволочки лишь усиливают неопределенность, влияющую на деловой климат в стране.
Некомпетентность и разлад в нынешней российской администрации затрагивают основополагающие элементы экономической политики и принимают форму беспрецедентных публичных 'баталий'. Они угрожают замедлить экономическое развитие России, несмотря на чрезвычайно благоприятные внешние условия.
'Oxford Analytica' - независимая консалтинговая фирма в области экономической стратегии, пользующаяся услугами более 1000 ученых из Оксфорда, других ведущих университетов и научно-исследовательских учреждений мира.