В сотнях миль от Москвы, в самом сердце российской глубинки, можно найти одно из самых убедительных доказательств влияния и привлекательности еврейского самосознания.
Именно здесь, в маленьком заснеженном городке Высокий, последние члены группы, известной, как 'субботники', упорно, хотя и робко, цепляются за религию Моисея и Израиля.
Хотя их возникновение окутано тайной, субботники и все, что они представляют, требуют нашего внимания и помощи.
Более двух веков назад значительное число русских крестьян в Воронежской области решили принять иудаизм. Это стало частью процесса, которые историки называют необъяснимой волной 'иудаистских сект', захлестнувшей теологическую сцену страны.
Они стали известны как 'субботники', потому что соблюдали еврейскую субботу. Почему они решили стать евреями, неизвестно, но одно ясно наверняка - требовалось немало мужества, чтобы бросить вызов антисемитизму и деспотичной дискриминации царской России, которую вряд ли можно было назвать бастионом филосемитизма.
И действительно, с самого начала они несли ужасные страдания из-за решения стать евреями. Симон Дубнов, великий историк российского и польского еврейства, отмечает, что субботники впервые привлекли внимание царя в 1817 году, послав ему петицию с жалобой на 'угнетения, которым они подвергаются от рук местных властей, как церковных, так и светских, из-за исповедания закона Моисеева'. Но петиция вызвала обратный эффект - разгневанный царь Александр I выселил тысячи субботников на окраину империи.
'Вожаков и наставников иудаистских сект нужно направить на военную службу, а непригодных к службе - выселить в Сибирь, - говорится в указе российского Совета министров, изданного в 1823 году. - Любое видимое проявление секты, такое, как проведение молитвенных встреч и соблюдение обрядов, которые ничем не напоминают христианские, должно быть запрещено'.
И все же, несмотря на два века изгнания, преследований и презрения соседей, субботники ухитрились выжить, храня верность иудаизму в самых сложных испытаниях. Они соблюдали Шабат, питались кошерной пищей, молились три раза в день и носили тефиллины (филактерии). Они праздновали все еврейские праздники от Йом-Киппура до Лаг ба-Омера, пекли мацу на Песах, а иногда даже умудрялись отправить детей на учебу в знаменитую литовскую йешиву в 19м веке.
Но семьдесят лет сурового коммунистического правления нанесли тяжелый урон субботникам и всему российскому еврейству, создав новые трудности на их пути к сохранению своего самосознания.
Советский режим старался ассимилировать субботников, заставляя их работать на Шабат, но по большому счету эта попытка оказалась неудачной. Власти намеренно селили среди них русских неевреев, надеясь разрушить традиционную, тесно переплетенную структуру общинного существования субботников.
Такая политика СССР привела к тому, что начиная с 1960х среди молодого поколения субботников возросло число браков с не членами общины, а в результате сократился уровень соблюдения религиозных обрядов и религиозных знаний. В начале недели я посетил Высокий и побывал на понедельничной утренней молитве. Несмотря на полное следование ритуалу ашкенази, она читалась на русском. Последний член общины, умевший читать молитвы на иврите, два месяца назад, в возрасте 93 лет, совершил алию.
В последние годы в Израиль из одного только Высокого переехали около 500 субботников, где они отдают детей в религиозные школы и живут в соответствии с еврейскими традициями. Но хотя в Высоком остаются еще 800 субботников, желающих совершить алию, министерство внутренних дел Израиля неожиданно начало чинить им препятствия. Очень часто им приходится ждать разрешения на переезд три года, поскольку МВД относится к ним с подозрением, несмотря на то, что почти у всех из них есть родственники, уже живущие в Израиле.
В середине 2003 года, когда министерство возглавлял Авраам Пораз (Avraham Poraz), было решено запретить алию субботникам, состоящим в браке с неевреями, а потому многие семьи, не желавшие оставлять в России брата, сестру или ребенка, отказались от переезда.
Однако совершенно иная политика проводится в остальных республиках бывшего Советского Союза, где личность супруга или супруги никак не влияет на право эмиграции в Израиль.
'Это несправедливо, - сказала мне на встрече в Высоком Любовь Гончарова. Ее родители, которым уже за 70, планируют совершить алию в конце месяца, но ей не разрешили последовать за ними, потому что она замужем за неевреем. 'Я тоже хочу совершить алию и растить своих детей евреями в Израиле, так почему правительство не разрешает мне этого?'
Более того, сами субботники говорят, что согласились бы пройти обращение, если бы это развеяло все сомнения относительно их статуса или статуса их супругов и детей.
Но, похоже, это не слишком интересует МВД, а потому несчетное число детей евреев-субботников оказываются разлученными с еврейским народом, может быть, навсегда.
Согласно исследованию, проведенному доктором Велвлом Черниным (Velvl Chernin), этнографом и эмиссаром Еврейского агентства в Москве, в десятке общин, разбросанных по России, Украине и Сибири, проживают около 10 тысяч субботников. Чернин говорит, что навязанная советским режимом ассимиляция так ослабила связи более молодого поколения субботников с иудаизмом, что, если им не позволят переехать в Израиль, через одно-два поколения они исчезнут.
Просто невозможно представить, чтобы израильское правительство допустило такую несправедливость. Субботники храбро противостояли царской жестокости и советским репрессиям, чтобы быть евреями, рискуя своими жизнями и благополучием. Как же может МВД так бездушно и близоруко захлопнуть дверь у них перед носом?
Необходимо, чтобы правительство изменило политику МВД и позволило всем оставшимся субботникам переехать в Израиль. Они готовы сделать все, что потребуется, чтобы воссоединиться с еврейским народом и израильским обществом, а потому нет никаких веских причин, чтобы не принять их.
Возможно, они выглядят и говорят как типичные русские крестьяне, лицами и манерами напоминают персонажей фильма 'Скрипач на крыше' (Fiddler on the Roof), но мы не должны позволить внешности обмануть нас.
Субботники - евреи во всех отношениях, и Израилю пора позволить им приехать домой.
Автор статьи - бывший советник премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху (Binyamin Netanyahu) и основатель организации 'Shavei Israel' (www.shavei.organization), которая помогает всем 'потерянным евреям' воссоединиться с еврейским народом.