Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Почему был убит Рафик аль-Харири?

Ближний Восток. Неизвестная группа исламистов взяла ответственность за убийство бывшего премьер-министра Ливана

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
При Сталине в Советском Союзе, согласно выразительной формулировке Анни Кригель, крупные процессы с лихвой заменяли съезды. Именно на скамье подсудимых с полуслова можно было понять, с кем борется Сталин, понять стратегическую линию, что он проводит. Таким образом, достаточно было дать верную интерпретацию процессам маршалов из окружения Тухачевского, чтобы уловить начало сближения Москвы с гитлеровской Германией. . .

При Сталине в Советском Союзе, согласно выразительной формулировке Анни Кригель (Annie Kriegel), крупные процессы с лихвой заменяли съезды. Именно на скамье подсудимых с полуслова можно было понять, с кем борется Сталин, понять стратегическую линию, что он проводит. Таким образом, достаточно было дать верную интерпретацию процессам маршалов из окружения Тухачевского, чтобы уловить начало сближения Москвы с гитлеровской Германией, за два с половиной года до того как был заключен советско-германский пакт о ненападении, ставший мнимым 'громом среди ясного неба'.

У сирийцев, испытывающих ностальгию по сталинским методам, только еще более грубым, вместо процесса используется простое убийство, этот вид убийства, что Монтескье называл регулирующим принципом деспотизма. Убийство Камаля Джумблата (Kamal Joumblatt), через несколько месяцев после первого перемирия в ливанской гражданской войне, ознаменовало решительный разрыв Дамаска с палестинцами и начало стратегического диалога с Соединенными Штатами. Убийство Башира Жемайеля (Bachir Gemayel) в 1982 году, стало знаком поворота сирийского государства влево. До тех пор Сирия была тесно связана с иранским шиизмом в воплощении 'Хезболла' и была способна ставить палки в колеса Израилю, США и Франции. Групповое убийство Дани Шамуна (Dany Chamoun) и целого созвездия христианских лидеров в 1991 году стало напоминанием о том, что Сирия отныне в состоянии напрямую руководить Ливаном, особенно христианской общиной, с согласия США. Итак, что означает громкое убийство Рафика аль-Харири (Rafic Hariri), если верить этой логике знакового убийства, ставшего нормой, логике, в следовании которой столь преуспела сирийская власть?

За свое короткое существование как государства Сирия в который раз переживает сложный и напряженный период: страна на деле - лишь карикатурное образование, состоящее из меньшинств, каждое из которых - лакомый кусок для 'Баас'. Сирия - совершенно искусственное образование, где представители синкретической секты алавитов (12% населения) - смешение еретического шиизма, криптохристианства и остаточных явлений зороастризма - занимают все военные посты и обладают неоспоримым влиянием на политическую власть. Эта конструкция стала разваливаться после крушения системы Саддама (Saddam) в Ираке. Поскольку Хафез Аль-Асад (Hafez el-Assad) оказался ловким политиком, умеренным если не в своих методах, то, по крайней мере, в своих стратегических намерениях, алавиты не создали в Сирии деспотической системы, сравнимой с иракской.

Итак, Сирия может предохранить себя от распада, поскольку алавиты постепенно уступают свои позиции сообществу суннитов, составляющих большинство населения страны. Все группы власти в Сирии согласны с этой целью, но они радикально расходятся в дальнейшем. Упрощая, скажем, что одни склонны забегать вперед, прибегая к военным методам и терроризму, чтобы суннитское население, привлеченное радикальным исламизмом, смогло образовать с властью единый националистский и антиамериканский фронт. И так сильно вовлеченные в процесс тотального примирения с 'Баас' Саддама Хусейна в начале 2003 года, националисты давно вели переговоры об амнистии 'Братьев мусульман', укрывающихся в Германии долгие годы. Это те же люди - среди которых не последнее место занимают сунниты - старые приверженцы Асада-отца: Фарук аш-Шарех (Farouk Chareh), министр иностранных дел, и Абдель Халим Хаддам (Abdel-Halim Khaddam), вице-президент республики - которые отдали все силы на поддержку иракского восстания, предоставив в частности убежище и прикрытие аль-Заркави (al-Zarqaoui) и просаудовской ветви 'Аль-Каиды'.

Другая тенденция, воплощаемая на практике более молодым поколением, состоит в том, чтобы осуществить перемены при помощи посредников, вступить в диалог с США и даже последовательно помогать им преследовать Усаму бен Ладена (Oussama ben Laden). Башар Аль-Асад (Bachar al-Assad), колеблющийся, но искренний 'модернист', с ностальгией вспоминающий о своем обучении в Лондоне и поддерживающий дружбу (с перерывами) с королем Иордании Абдаллой II (Abdallah), - сторонник этой политической линии.

Этот конфликт между старшим и молодым поколениями чрезвычайно осложняется ливанскими проблемами. И те, и другие категорически отказываются уйти из Ливана, поскольку сирийское общество выживает сегодня только благодаря вливанию средств из ливанской экономики, во всех аспектах, от контрактов сирийских рабочих на стройках в Бейруте, до поживы, которую загребают генералы оккупационной армии. Напротив, сторонники ливанской независимости становятся все смелее, по мере того как давление на Сирию в результате франко-американского сближения становится все сильнее. Парламентские выборы в Ливане, назначенные на будущую весну, станут выражением (после выборов в Палестине и в Ираке) народной воли, общего стремления к независимости, и станут знаком примирения, на самом высоком уровне, главных противников в гражданской войне 70-80-х годов: христиан, объединившихся вокруг патриарха маронитов, кардинала Сфейра (Sfeir), и друзов Валида Джумблата (Walid Joumblatt).

Присоединение к ним премьер-министра Рафика аль-Харири (Rafic Hariri), суннита, - после того как он хлопнул дверью, уйдя из правительства, в знак протеста против сирийского упрямства, - привело к окончательному 'окружению' Дамаска. Нужно было выйти из окружения. Но к чему такое громкое убийство?

В положении дел, сложившемся на настоящий момент, маловероятно, что различные ливанские общины будут впечатлены этим убийством настолько, чтобы отказаться от демонстрации силы на выборах, маловероятно также, что США и Франция отступят при виде столь решительных действий Дамаска. Остается лишь одно объяснение, несколько более сложное, которое возвращает нас к противоборству баасистов и алавитов в Дамаске. Ускоряя кризис, непримиримое крыло режима предпочло встать на путь конфронтации, и поддержать радикализм суннитов. Иран все меньше доверяет своим союзникам-сирийцам, и глава ливанской ветви 'Хезболла' Хасан Насралла (Hassan Nasrallah) собственной персоной, по приказу Тегерана, вступил в диалог с Рафиком аль-Харири и Валидом Джумблатом, чтобы добиться независимости Ливана.

Мы приходим к предварительному заключению, что ужасное убийство Рафика аль-Харири нацелено непосредственно на Башара Аль-Асада и прозападное крыло умеренных в Дамаске; убийство - знак стратегического разрыва давнего, двадцатилетнего союза между Сирией и Ираном, когда одна из сторон не может смириться с усилением шиитов в Ираке, а другая сторона может лишь поддерживать это усиление, скорее из эмоций, чем по стратегическим мотивам.

____________________________________________________________

Избранные сочинения Александра Адлера на ИноСМИ.Ru

Шоа и превосходство искусства ("Le Figaro", Франция)

Покончить с изоляцией России, остановить трагедию ("Le Figaro", Франция)

Россия: лев и лиса. . . ("Le Figaro", Франция)

Война между двумя Украинами ("Le Figaro", Франция)

Мрачный поворот в российской политике ("Le Figaro", Франция)

Россия после резни в Беслане ("Le Figaro", Франция)

"Дело "ЮКОСа" и кремлинология ("Le Figaro", Франция)

Большие амбиции Узбекистана ("Courrier International", Франция)