Кавказ. Стремление страны на запад, сложные отношения с Москвой - Грузия продолжает идти по пути, намеченному революцией Роз осенью 2003 года. В эксклюзивном интервью Саломе Зурабишвили объясняет, почему Россия только бы выиграла, заразившись демократией от своего южного соседа.
Беседу провел Серж Андерлен (Serge Enderlin), специальный корреспондент в Мюнхене
Le Temps: Премьер-министр Грузии Зураб Жвания умер 3 февраля в Тбилиси, отравившись газом. Согласно официальной версии, это был несчастный случай. Зачем же тогда было приглашать для помощи в расследовании ФБР?
Саломе Зурабишвили: Потому что мы хотим быть на 100% уверены, что смерть Зураба произошла из-за несчастного случая. Поскольку уже на следующий день после его трагической кончины российские СМИ совершенно очевидно вели кампанию на тему заговора. И даже в Грузии, где постсоветская атмосфера все еще не рассеялась, был пущен в действие механизм распространения слухов. Участие ФБР будет гарантией объективности выводов комиссии по расследованию.
- Является ли сближение с НАТО и ЕС первостепенной задачей ваших действий? Какие формы оно примет?
- Мы собираемся приступить к осуществлению нашего индивидуального плана сотрудничества с НАТО, а также использовать инструменты партнерства, предусмотренные 'политикой партнерства' ЕС. Однако две самые большие насущные проблемы - это конфликты с сепаратистами в Южной Осетии и Абхазии. Что касается первой, то президент Саакашвили предложил осетинам очень широкую автономию, от которой они пока отказываются. Что касается Абхазии, то мы собираемся приступить к переговорам с ней в апреле в Женеве. И, наконец, мы пытаемся наладить отношения с Россией.
- Они достаточно натянутые со времени революции роз, но еще больше осложнились с тех пор, как эта революция послужила примером для оранжевой революции на Украине. А в последние месяцы решимость Тбилиси 'вернуть' сепаратистские области, поддержанная Москвой, ни к чему не привела. . .
- Давайте внесем ясность. Проблема не в Грузии, не в Украине, а в России. Она еще не переступила демократический порог. Будь то в области СМИ, экономики или формирования парламента - есть столько ощутимых признаков того, что это явно не демократия на марше. Я не говорю, что у России нет никаких шансов прийти к ней, я просто констатирую тот факт, что движение еще не началось. Поэтому Кремль неодобрительно относится к движениям, начавшимся на его периферии. Он считает это поражением, уменьшением своего влияния. На все события, происходящие в этой зоне, он реагирует как на действия, направленные против него, задуманные для его ослабления. Паранойя? Мания преследования? И то и другое понемногу. Мы наоборот говорим, что России стоило бы задуматься над тем, что она так превратно анализирует, чтобы повернуть ситуацию. Ведь она и в самом деле может только выиграть от подобных изменений.
- Каким образом?
- Если бы Русским удалось покончить с нынешним раздражением, они бы поняли, что стремление к демократии в регионе выгодно им. Мы могли бы тогда вместе создать новые рамки более стабильного, демократического сотрудничества, при котором Россия смогла бы обрести новые инструменты могущества. Я размышляю об экономике и финансах. Нам в Тбилиси кажется вполне естественным, что такая значительная соседняя страна может участвовать в начатом нами процессе приватизации. Недавно один крупный российский банк приобрел грузинский банк. Мы не будем препятствовать отношениям такого типа, если они имеют место в нормальных рамках.
Чтобы внести ясность, то, что я говорю своему российскому коллеге Сергею Лаврову, - это, что надо перевернуть страницу. После периода жесткости со стороны Москвы, свидетелями которого мы были, мы надеемся, что сможем перейти к периоду большей гибкости. В общем, это правда смешно, как будто крошечная Грузия должна успокаивать большую Россию относительно ее будущего! Конечно, одним нам с этим не справиться.
- Значит, вы рассчитываете на Европу, чтобы успокоить опасения Москвы. А что она может сделать?
- Союзу представился потрясающий случай сыграть в этом регионе конструктивную и новаторскую роль. Это было видно на примере украинского кризиса. Вопрос может стоять и о Молдавии, и о трех маленьких закавказских государствах (Грузии, Армении, Азербайджане). Брюссель должен найти средство предложить, в рамках своей политики соседства, такие решения, которые позволят этим странам стать добрыми соседями. Для Европы, но также и для России, что совсем не является противоречием. Выгода будет огромна для всех сторон, так как этот регион является не только большим энергетическим коридором (нефть и газ Каспийского моря), но также и транспортным. Потенциально стабилизация на этом пространстве открывает дорогу из Европы в Центральную Азию, создавая даже территориальный континуум.
- Но как заставить русских признать, что они 'потеряли' Закавказье?
- Я хорошо понимаю, насколько сложна эта задача: Россия воспринимает Кавказ на эмоциональном уровне. Как видится из Москвы, этот регион изобилует символами. Но представьте себе, что, найдя вместе с ЕС мудрое решение, нам всем вместе удастся установить мир в регионе, уладить 'тлеющие конфликты' в Абхазии, Южной Осетии и даже в Приднестровье (Молдавия). Русские, кстати, смогли бы выступить в качестве 'крестных' в процессе установления мира в регионе, наподобие того, какие позиции займут американцы в рамках окончательного урегулирования на Ближнем Востоке. Они от этого добьются не только престижа, но и получат влияние. И именно то, которое, как им кажется, они сегодня теряют.
Необходимо помочь России признать себя в собственных границах. Поскольку сегодня она делает как раз противоположное. Она оступилась на Украине, поддержав злоупотребления на выборах в пользу Виктора Януковича! Продолжение известно. Не в этом ли 'проекция власти', в том виде, как об этом мечтает Кремль? Задача России в том, чтобы доказать Европейскому Союзу, что она может быть надежным партнером. Когда России удастся добиться стабильности на своем южном фланге, она справится с этим оборонительным ознобом, который ей сейчас так дорого обходится. В XXI веке подлинным инструментом могущества является способность стабилизировать, а не вредить.
- ОБСЕ недавно отозвала своих наблюдателей с российско-грузинской границы, самой уязвимой на всем Кавказе. Они располагались на сопредельной с Чечней части грузинской территории, чтобы наблюдать за 'передвижением'. Почему они ушли?
- Москва сочла, что они неэффективны, заявив, будто 'террористы' по-прежнему проникали в зону отчуждения, чтобы вступать в отряды чеченских мятежников. Мы же, наоборот, говорим, что эта миссия принесла свои плоды и решила проблему - граница стала прозрачной. Необходимость присутствия третьей стороны в этом месте по-прежнему сохраняется. Это настоящий экзамен для ЕС, который все еще размышляет над этим вопросом.