Арнольд Байхман является исследователем в Гуверовском институте
16 февраля 2005 года. В 1962 году президент США Джон Кеннеди (John F. Kennedy) сказал: "Те, кто делает мирную революцию невозможной, сделают неизбежной насильственную революцию".
Я размышлял над этими весомыми словами, когда вспомнил, что в этом году исполнилось 100 лет первой русской революции, которая началась в так называемое Кровавое Воскресенье 22 января 1905 года.
Все началось с того, что тюремный священник отец Гапон повел группу санкт-петербургских рабочих на встречу с царем Николаем II в надежде вручить тому подписанную 135000 человек петицию, призывавшую к политическим свободам, включая амнистию политическим заключенным и 8-часовой рабочий день (тогда общепринятой практикой работодателей был 14 или 15-часовой рабочий день). Столкнувшись с растущей стоимостью жизни, подписанты данной петиции призвали к реформе налоговой системы, включая введение прогрессивного подоходного налога.
Гапон не был обыкновенным попом. По свидетельству английского историка Роберта Сервиса (Robert Service), Гапон очаровал В.И. Ленина и имел с ним долгие беседы в 1905-1906 гг. Ленин признавал, что Гапон интуитивно сочувствует русским рабочим. К сожалению, партия социалистов-революционеров (эсэров) заподозрила, что Гапон является полицейским осведомителем, и в 1906 году убила его в Финляндии.
Кровавое Воскресенье случилось после сокрушительных поражений царской армии и флота во время русско-японской войны, завершившейся падением крепости Порт-Артур. Шедшие с Гапоном к царю "просители" требовали немедленно прекратить войну. Они принесли на площадь у Зимнего дворца портреты царя и святых угодников Русской Православной церкви.
Без предупреждения дворцовая охрана открыла по демонстрантам огонь, убив 100 и ранив еще несколько сотен человек.
Устроенная царизмом в 1905 году кровавая бойня породила мятежный дух по всей России, однако мятежи были неорганизованными и несогласованными по конечным целям. В какой-то момент в забастовках участвовали до 3 млн. рабочих. Еще более беспрецедентным стало создание общенационального крестьянского союза. Именно тогда впервые прозвучало слово "совет", вполне невинное слово, ибо оно означает ничто иное, как "совещательный орган власти".
Это была громадная возможность для революционного гения вроде Ленина, который включил все это в свою опубликованную в 1902 году революционную брошюру "Что делать?" Он осознавал, что Кровавое Воскресенье 1905 года мало чего достигнет. После него царский режим оказался немного запачканным кровью, однако по-прежнему неустрашимым. Было проведено несколько реформ, сравнимых с наложением на рану бактерицидного пластыря, однако они не оказали никакого воздействия на общество.
Можно утверждать, вопреки фактам, что, если бы царь не ввергнул страну в первую мировую войну, династия Романовых, возможно, выжила бы, и мы не стали бы гадать, не является ли Анастасия единственной оставшейся в живых представительницей Романовых.
Ленин игнорировал "закон" Карла Маркса, что истинно пролетарской революции должна предшествовать буржуазная революция. Он извлек уроки из революции 1905 года, самым главным из которых стала идея, что для осуществления революции нужна контролируемая партия профессиональных революционеров. Год 1905-й называют генеральной репетицией большевистской революции, невысокими волнами, которые предшествовали цунами 1917 года.
Можно только гадать, казался ли мир в 1905 году таким же ужасным, каким он кажется сегодня, когда оглядываешься на прошедшие 100 лет: две мировые войны, полдюжины малых войн, эра атомной бомбы и, разумеется, 11 сентября 2001 года.