Москва, 17 февраля. Как заметила одна российская газета, 'президент Латвии хочет публичной ссоры с Москвой' и жаждет приехать в гости к россиянам на празднование 60-летия Победы над фашизмом, чтобы изложить всему миру свою версию истории XX века.
На самом деле версия г-жи Вайры Вике-Фрейберги далеко не первой свежести и сводится к тому, что пакт Молотова-Риббентропа не освободил, а поработил Прибалтику. Москва реагирует на эти попытки, на мой взгляд, чрезмерно, болезненно, а вот Берлин, абсолютно равнодушно. И правильно делает, поскольку к Риббентропу и Гитлеру современная Германия не имеет ни малейшего отношения. Точно так же, как современная Россия к Молотову и Сталину.
Если говорить всерьез, то любая правдивая история всегда - проблема. Именно поэтому, книги по истории переполнены мифами, которые, либо утешают чью-то совесть, либо удовлетворяют чье-то тщеславие. Россия и Германия, если говорить об истории Второй мировой войны, находятся как раз в привилегированном положении, поскольку от большей части мифов обе страны уже очистились. Берлин осудил фашизм, Россия - сталинизм, поэтому и задеть их за живое не просто. Зачем ломиться в давно открытую дверь?
Историческая правда грозит в первую очередь не им, а многим другим участникам той исторической драмы. Той же крохотной и слабой Прибалтике, в частности, можно, конечно, посочувствовать, поскольку она перед началом Второй мировой войны оказалась зажатой между двумя гигантами. А можно и брезгливо зажать нос, читая подлинные документы о том, как прибалтийские дипломаты суматошно метались между фашистским Берлином и сталинской Москвой, клянясь в верности и тем и другим одновременно. И предавая и тех, и этих. Может быть, г-жа Вайра Вике-Фрейберга осмелится рассказать и об этом, а не только о широко известном пакте Молотова-Риббентропа?
Кстати, слабость отнюдь не оправдывает той беспринципности, что проявляли прибалтийские власти в тот сложный период. Понять и оправдать - суть вещи разные. Та же Польша, явно проигрывая Германии в военной силе, хоть и пала, но не поступилась честью. Что вызывает только уважение.
Наконец, сам пресловутый договор 'Молотова-Риббентропа' отнюдь не единственный исторический эпизод раздела сфер влияния между великими державами, связанный с той эпохой. На самом деле схожих эпизодов много. Кроме 'Истории Латвии XX века', где прославляются латвийские фашисты, а концентрационный лагерь Саласпилс, где проводились опыты над детьми, назван 'воспитательно-трудовым' заведением, есть, к счастью, и другие исторические источники.
Например, мемуары, уважаемого в Прибалтике Уинстона Черчилля. Позволю себе привести цитату из его мемуаров, где он рассказывает о своем визите в Москву на заключительном этапе войны, в ходе которого англичанин предложил Сталину, поделить сферы влияния в целом ряде европейских стран. Упоминаются, в частности, Румыния, Греция, Югославия, Венгрия, Болгария и 'другие страны'. Черчилль не расшифровывает, что это за 'другие страны', так что, возможно, в их число входит и Латвия.
'Я передал листок Сталину, - пишет англичанин. - Возникла небольшая пауза. Затем он взял синий карандаш, поставил большую галочку и вернул листок нам. Все было решено моментально. . . Затем воцарилось длительное молчание. Листок с карандашными пометками лежал в центре стола. Наконец, я сказал: 'Не слишком ли все это выглядит цинично: ведь мы столь импровизированно решили проблемы, затрагивающие судьбы миллионов людей? Давайте сожжем этот листок'. 'Нет, сохраните его', - сказал Сталин'.
О точных процентах этого дележа Европы можно узнать в книге Winston S. Churchill. The Second World War. Хочет ли президент Латвии вспоминать во время праздника и об этих страницах истории?
Есть и другие источники. И не все они понравятся латвийскому президенту и латвийским ветеранам СС. Повторюсь: правдивая история - всегда проблема.
Наконец, Москва собирает своих гостей не ради политики. А ради двух целей. Отдать дань уважения тем миллионам русских, европейцев и американцев, которые пожертвовали своими жизнями, чтобы остановить фашизм: освободить Аушвиц и другие лагеря смерти, включая и 'воспитательно-трудовой' лагерь Саласпилс под Ригой.
И второе. Чтобы поставить, наконец, точку в той уже далекой от большинства современников драме.
На этой встрече не будет ни виноватых, ни побежденных. Это большой праздник и не надо приезжать на него, чтобы кому-то испортить настроение. Тем более, хозяевам. Они все-таки потеряли в схватке с фашизмом не один миллион сограждан.