Вчера Россия объявила о согласии начать поставки ядерного топлива в Иран через три месяца, таким образом, проигнорировав предупреждения Соединенных Штатов.
Несколько часов спустя президент Буш заявил, что США будут выступать на стороне Израиля в случае угрозы его безопасности со стороны Ирана, который старается получить ядерное оружие. Президент подчеркнул, что Ирану нельзя позволить заниматься разработкой ядерного оружия.
Эти два заявления наверняка будут обсуждаться на встрече президентов Буша и Путина на следующей неделе в Словакии. Заявления осложнили и без того напряженную ситуацию на Ближнем Востоке, и г-н Буш отметил, что ближневосточная проблема будет в центре внимания его встречи с европейскими лидерами, которая состоится в Брюсселе на следующей неделе.
На пресс-конференции в Вашингтоне г-н Буш также дал понять, что Сирия тоже находится в поле зрения США. Он заявил, что политика, проводимая Сирией, входит в противоречие с политикой соседних государств, и что она должна вывести свой пятнадцатитысячный военный контингент из Ливана.
Несмотря на настойчивые попытки отговорить Москву от поставок ядерного топлива для построенной российскими специалистами электростанции в Бушере, предпринятые Вашингтоном, опасающимся, что топливо может быть использовано для производства 'грязной' бомбы или ядерного оружия, Россия все же объявила о намерении осуществлять поставки.
Однако государственное телевидение Ирана сообщило вчера, что соответствующее соглашение будет подписано на следующей неделе во время визита главы российского Агентства по атомной энергии Александра Румянцева.
Документ будет подписан 26 февраля, т.е. через два дня после российско-американского саммита. Поставки топлива начнутся через три месяца после подписания соглашения, по которому Россия будет поставлять топливо для бушерской электростанции в течение десяти лет. Оно также обязывает Иран возвращать использованное топливо в хранилища ядерных отходов в Сибири, но этот пункт соглашения вряд ли снимет опасения США, связанные с возможностью обогащения топлива и получения их него материала, необходимого для производства ядерного оружия Ираном.
На вопрос, беспокоит ли его возможность нанесения Израилем упреждающего удара по электростанции и другим предполагаемым ядерным объектам Ирана, президент Буш дал понять, что не может удержать своего основного союзника на Ближнем Востоке от таких действий.
'Прежде всего, Иран дал понять, что он попросту не любит Израиль', - сказал г-н Буш. Как и многие страны Ближнего Востока, Иран не признает право Израиля на существование.
Президент Буш заявил, что стремится, используя дипломатические методы, чтобы убедить Иран не заниматься разработкой ядерного оружия. 'По моему мнению, следует предпринять дополнительные дипломатические шаги', - сказал президент.
'Но если бы я был лидером Израиля и слышал бы заявления некоторых представителей Ирана о безопасности моей страны, я был бы очень обеспокоен перспективой получения ядерного оружия Ираном', - добавил г-н Буш. 'И в этом Израиль наш союзник, мы дали твердое обещание поддержать Израиль в случае угрозы его безопасности, и мы выполним это обещание'.
В 1981 году Израиль нанес бомбовый удар по только что построенной Саддамом Хусейном (Saddam Hussein) электростанции в Осираке, и вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) опасается, что Израиль может пойти на подобный шаг и в Иране.
Тема Ближнего Востока уже занимает важное место в международной политике г-на Буша в начале его второго президентского срока и может стать основной темой всего его правления.
На встрече в Брюсселе на следующей неделе президент Буш собирается отвергнуть предложения европейских держав присоединиться к проводимому Великобританией, Францией и Германией обсуждению способов экономического и политического стимулирования Ирана в обмен на его подлежащие проверке обязательства не заниматься разработкой ядерного оружия. Европейские страны считают, что Тегеран не согласится ни на какие предложения, если они не будут одобрены США.
Г-н Буш сказал, что он рад предстоящей возможности обсудить с европейскими лидерами 'стратегию' их сотрудничества и совместных усилий убедить Иран в том, что 'у него не должно быть ядерного оружия'.
Г-н Буш дал понять, что он будет действовать также мягко в отношениях с европейскими странами, как, ко всеобщему удовольствию, действовала на прошлой неделе его Госсекретарь Кондолиза Райс (Condoleezza Rice).
Президент признал, что из-за расхождений по вопросу Ирака традиционные союзники 'не слышат друг друга' на переговорах. 'Я осознаю это и хочу, чтобы европейские страны знали об этом и о том, что, преодолев прошлые разногласия, мы сможем активно сотрудничать в достижении важных целей', - добавил американский президент.
Г-н Буш также сказал, что стремится разрушить представления европейцев о том, что его администрацию и его самого не волнует ничего кроме безопасности США. 'Нас также очень волнуют проблемы голода и болезней', - заверил президент, добавив, что у США есть предложения по более эффективной борьбе с глобальным потеплением, которая предполагает применение новейших технологий.
Если г-н Буш говорит серьезно о борьбе с потеплением, это означает, что он прислушался к Тони Блэру (Tony Blair), который настойчиво убеждал президента уделять больше внимания этой проблеме.
Президент Буш дважды произнес имя британского премьера. Г-н Блэр был единственным главой иностранного государства, о котором американский президент упоминал во время пресс-конференции.