Суд по банкротствам в техасском Хьюстоне вновь приступил к слушаниям по делу Юкоса в среду 16 февраля. Бывший лидер нефтедобычи в России, эта частная компания в конце декабря 2004 года подверглась целой серии мер, приведших к ее частичной национализации. Ее основные акционеры назвали все это 'грабежом'.
Главная дочерняя компания Юкоса, Юганскнефтегаз (11% всего объема добычи нефти в России), перешел под контроль российской государственной компании Роснефть, руководители которой - люди, близкие к президенту Путину. Сделка была далека от прозрачности. Самым щекотливым эпизодом была покупка Юганскнефтегаза (по цене 9,3 миллиарда долларов) компанией-ширмой, по адресу которой находилась бакалейная лавка в небольшом городе Твери на Волге.
В России с большим интересом ждут решения американского судьи Летиции Кларк (Laeticia Clark). Оно непосредственно повлияет на то, как поведет себя Кремль при осуществлении своей политики взятия под контроль углеводородных запасов страны. К тому же этот суд состоялся за неделю до встречи президентов Джорджа Буша и Владимира Путина в столице Словакии Братиславе. Суд в Хьюстоне должен вынести решение по поводу права Юкоса быть поставленным под защиту американского суда по банкротствам (соответствующее положение 'главы 11').
В середине декабря судья Летиция Кларк отдала распоряжение отложить на десять дней продажу с аукциона Юганскнефтегаза. Российские власти предпочли не обращать внимания на это предписание и провели аукцион. Однако угроза судебного преследования вынудила консорциум западных банков во главе с Deutsche Bank отказаться от предоставления значительного кредита российскому государственному газовому гиганту Газпрому, претендовавшему на приобретение Юганскнефтегаза. Решение американского судьи ставило также приобретателя Юганскнефтегаза под угрозу ареста его активов заграницей. Не могло быть даже и речи о том, чтобы Кремль поставил Газпром, стратегическое орудие российской внешней политики, в столь неудобное положение.
Отсюда и появление компании-ширмы, расположенной в Твери, и последовавшее в дальнейшем приобретение ее, при загадочных обстоятельствах, компанией Роснефть. Дальше должно было произойти слияние Роснефти и Газпрома, согласно плану, оглашенному Кремлем летом 2004 года, с целью создания 'мирового энергетического гиганта'. Россия является вторым по величине экспортером нефти в мире.
Решение суда в Хьюстоне, городе, где у Юкоса имеются банковские счета, и где обосновался его финансовый директор, должно стать решающим для осуществления плана слияния Роснефти и Газпрома. Если американский судья сочтет возможным поместить Юкос под защиту закона о банкротствах, Роснефть станет слишком опасным партнером для Газпрома, так как ее контроль над Юганскнефтегазом будет признан незаконным. Слияние Роснефти и Газпрома, ставшее уже предметом ожесточенной борьбы за влияние в московских властных кругах, будет, следовательно, аннулировано.
Пойдет ко дну и еще один план Кремля - устранение препятствий, ограничивающих участие иностранных инвесторов в капитале Газпрома. Эта перспектива использовалась г-ном Путиным, чтобы успокоить западные деловые круги сразу после ареста, в октябре 2003 года, российского миллиардера Михаила Ходорковского, в то время еще возглавлявшего Юкос, которого сегодня судят в Москве за 'уклонение от уплаты налогов в крупных размерах'. Расчленение Юкоса и продажа его филиала Юганскнефтегаза является следствием серьезной задолженности по налогам (примерно 27 миллиардов долларов), возмещения которой потребовало российское государство в 2003 и 2004 году.
Если американский судья откажет Юкосу в иске, акционеры компании, объединенные в холдинг Менатеп, значительно проиграют в своем конфликте с Кремлем. Менатеп недавно потребовал вмешательства международного арбитража, требуя от российского государства возмещения ущерба и уплаты процентов на сумму более 28 миллиардов долларов. По мнению аналитика российского Альфа-банка Криса Уифера, суд в Хьюстоне может также принять решение о том, что это дело не в его компетенции, и отправить его в другие инстанции, 'что только усилит неуверенность вокруг Юкоса' и будет способствовать оттоку капиталов из России.
Вопрос о судьбе Юкоса, наверно, поднимет перед г-ном Путиным и Джордж Буш. 'Это дело охладило наши отношения, комментировал на этой неделе высокопоставленный американский представитель в Москве, - т.к. оно поднимает вопрос о правовом государстве и уважении частной собственности в России'.