Если смотреть на Европейский Союза с востока, то он кажется военной крепостью. У кого недостаточно денег или связей, практически не сможет форсировать ее оборонительный вал. Ничего не изменилось и после демократических перемен на Украине. Особенно болезненно реагируют молодые украинцы, когда со всей строгостью проверяют их анкеты. 'Ведь строгие правила не подходят для новой Европы. За что же мы тогда боролись в декабре?' - спрашивает студентка Ольга Кожешка.
Когда сторонница Виктора Ющенко со своими однокашниками протестовала против Кучмы, она надеялась на сближение с ЕС. Ольге 22 года, она учится в Киевском университете, изучает английский и немецкий языки и собралась в ближайшие каникулы поехать в страны ЕС для занятий языками. Она ужасно огорчена тем, что ей отказали в визе: 'Конечно же, нельзя, чтобы по туристической визе приезжали люди для нелегальной работы. Но почему же наказывают студентов и молодежь, которые просто хотят познакомиться со своими сверстниками в соседних странах ЕС?', - спрашивает девушка.
Если россияне или украинцы хотят посетить 'землю обетованную' - страны Европейского Союза - им нужно заручиться поддержкой знакомого на Западе, который обязуется взять на себя все риски и расходы, связанные с их пребыванием в Европе. Или они должны быть сами в состоянии приобрести себе полную страховку. Средний гражданин СНГ не может ни того, ни другого.
Поэтому 'Указ Фольмера' от марта 2000 г. был воспринят, как неожиданный подарок. Страховые свидетельства, которые можно было относительно легко получить, отменял значительное число существовавших ограничений на въезд в Германию. Слишком строгая проверка личности для выдачи визы была ясно названа нежелательной, - эта весть быстро распространилась в Восточной Европе. Армия желающих отправиться в Германию мгновенно увеличилась. В Молдавии, Казахстане, России и Белоруссии толпы туристов осаждали немецкие представительства.
Это можно было наблюдать и на Златоустовской улице в Киеве, где расположено немецкое консульство. В отличие от шикарного здания немецкого посольства, визовой отдел расположен в довольно обшарпанном здании, не подобающем для дипломатического представительства. Но внешний вид учреждения не пугал украинцев: за период с 2000 г. до начала 2003 г. временами очередь перед ним растягивалась на сотни метров. Любители путешествий даже ночами стояли на улице, чтобы на следующее утро быстро попасть в консульство.
Снаружи все казалось спокойным, но на самом деле, там царили суровые нравы. Кое-кто из киевлян промышлял тем, что держал очередь для приезжих, которым тоже нужна была виза. Конкурентов в этом деле жестоко избивали.
Взглянуть на Кельнский собор
Особенно выделялись молодые крепкие парни, привозившие сомнительные страховки сразу целыми мешками со стереотипным объяснением, что это для туристов, которые хотят посмотреть Кельнский собор или берлинский Рейхстаг. Как сотрудники консульства, так и жители Киева считали, что эти крутые ребята связаны с немецкими кварталами красных фонарей. Временами в украинской столице на эти страховые свидетельства устанавливались жесткие цены: на Крещатике и рынках одно свидетельство стоило 1000 долларов. Такая цена, однако, не пугала ни преступников, ни мужчин и женщин, собиравшихся пополнить собой ряды нелегальной рабочей силы в западных странах.
Так, одна женщина по имени Тамара Димитрищева по заданию частного агентства открыто давала объявления в украинских газетах 'Киевские ведомости', 'Столичные новости' и 'День' об устройстве женщин на работу уборщицами в дома престарелых сроком на 3 месяца. Украинцы приглашались также и на работу в немецкие семьи. Аналогичные объявления, снабженные фотографиями берлинских строек, адресовались и мужчинам.
И хотя нелегальные рабочие понимали, что для работы в Германии они должны получить специальное разрешение, все же они всегда думали, что эти агентства, предоставлявшие страховые свидетельства, работают добросовестно. Когда год назад перед судом в Кельне за нелегальную поставку рабочей силы оказался украинец, волна возмущения прокатилась и по Украине. Многие понимали, что щедрое предоставление виз долго не продлится. Было известно, что консульства Великобритании и Франции более строго рассматривают заявления на выдачу визы. Но тем настойчивее они добивались визы от немецкого консульства.
Несмотря на эту аферу с визами в прошлом, Ольга Кожешка все же не понимает, почему нынешний визовой режим стал снова строже: 'Если мы серьезно воспринимаем идею единой Европы, то должны позаботиться о более разумных методах'.