Государственный секретарь США и эксперт по России Кондолиза Райс (Condoleezza Rice) разработала по отношению к Москве политику, в которой широко используется выражение легкого недовольства, и, тем самым, направленную на то, чтобы добиться от русских геополитических уступок. В последнее время недовольство проявляется все громче и чаще. Две недели назад Райс сказала своему российскому коллеге Сергею Лаврову всю правду, выразив недовольство дефицитом свободы средств массовой информации, угрожающей концентрацией власти в Кремле и непонятным разгромом нефтяного концерна ЮКОС. На прошедшей неделе Райс высказала точку зрения, что под вопросом стоит интеграция на европейском пространстве, но в то же время предостерегла от изоляции России.
Многие поддерживают хор критиков. Кульминацией были на прошлой неделе слушания по делу ЮКОСа в Сенате США. Председатель сенатского Комитета по международным делам Ричард Лугар (Richard Lugar) даже порекомендовал Бушу (Bush) воспользоваться в качестве рычага вопросом вступления России в ВТО, чего она добивается. Сам Буш, связанный личной дружбой с Путиным, пока проявлял сдержанность в конкретных высказываниях.
При этом понятно, что два ведущих прежде партнера по антитеррористической коалиции заняли запасные позиции. В последние четыре года Путин демонстрировал показную прозападную, а в антитеррористической борьбе - проамериканскую позицию. В ответ была более сдержанной критика со стороны Буша военной кампании в Чечне. Но дело ЮКОСа и события на Украине привели к заметным разногласиям.
Из-за своего вмешательства Путин заработал имидж антидемократического неоимпериалиста. Помимо этого Россия вызвала недовольство США своим намерением поставить Сирии ракеты. В прошедшую пятницу Путин заверил Иран в готовности продолжать сотрудничество с ним в области ядерной техники, обсуждался также вопрос военного сотрудничества.
В своей речи по случаю инаугурации Буш в целом объявил широкую экспансию свободы вплоть до полного уничтожения тиранических режимов в качестве национальной доктрины безопасности. Среди общественности США считается неоспоримым то, что Путин создал авторитарный режим. Эксперты расходятся в том, изменит ли Буш теперь, с началом своего второго президентского срока, политику в отношении России. Многие рассматривают встречу в Братиславе в качестве проверки твердости президента США, ведь Россия одно из немногих государств, серьезно отступивших от демократии.
Несмотря на это, среди политических наблюдателей господствует точка зрения, что курс США резким изменениям не подвергнется. В большей мере, как считает, например, экономист Михаил Делягин, американцы используют дело ЮКОСа и другие вопросы в качестве средства давления на Путина для того, чтобы получить его одобрение в наиболее важных вопросах.