Буш на этой неделе пройдет первый тест на верность своему обещанию распространять по всему миру свободу. Это произойдет во время его встречи с российским президентом Путиным и в условиях, когда Запад все больше беспокоит кремлевское отступление от норм демократии.
Однако на этой неделе Буш ясно дал понять, что не будет публично критиковать Путина за усиление контроля Кремля над национальными средствами массовой информации, за отмену прямых губернаторских выборов и за развал нефтяной компании ЮКОС. Вместо этого он выразит озабоченность растущими самовластными тенденциями в частной беседе, обосновывая это решение своими близкими отношениями с Путиным и возможными негативными последствиями публичного осуждения.
'Владимир принял некоторые решения, о которых я хотел бы услышать в сугубо частной беседе ... почему он эти решения принял', - заявил Буш в интервью 'Российской Газете'.
Он сказал, что важно иметь возможность 'быть с человеком откровенным'. 'Если ты с ним не согласен, ты говоришь ему о своем несогласии'.
Когда два лидера впервые встретились в 2001 году, Буш произнес свои ставшие знаменитыми слова о том, что он заглянул в глаза бывшего полковника КГБ и понял, что может ему доверять. Однако сегодня у Соединенных Штатов все больше опасений относительно российских планов продажи систем ПВО Сирии и поставки ядерного топлива в Иран. Вашингтон считает, что обе эти страны поддерживают терроризм. Буш также испытывает давление политиков внутри страны, которые настаивают на том, чтобы США заняли более жесткую позицию в отношении России в связи с обязательством Буша бороться с тиранией по всему миру, даже среди своих союзников.
Председатель Сенатского комитета по иностранным делам от Республиканской партии Ричард Лугар на прошлой неделе обратился к Бушу с призывом во время встречи с Путиным в четверг в словацкой столице Братиславе сделать приоритетными вопросами повестки 'демократию, права человека и главенство закона'.
Джозеф Байден, главный представитель в этом комитете от демократов, задал резкий вопрос: 'Когда мы будем жесткими с Россией?' Проблема состоит в том, что Путин будет не в настроении выслушивать лекции Буша о демократии после американского вторжения в Ирак и того, что Кремль расценил как вмешательство США в президентские выборы на Украине в конце прошлого года.
'Вопрос демократии в России официально не стоит на повестке дня, - заявил посол Москвы в Вашингтоне Юрий Ушаков, - но я полностью уверен, что российский президент не только готов ответить на любые вопросы, но и задать своему коллеге ряд вопросов в отношении американской политики'.
Кремль доказывает, что его усилия по установлению контроля над политикой, средствами массовой информации и бизнесом являются необходимыми для восстановления мощи России и защиты ее от терактов чеченских террористов. Сегодня у Америки меньше козырей, чем у России - валютные запасы этой страны значительно выросли благодаря высоким мировым ценам на нефть, а это делает ее менее зависимой от иностранной помощи.
На прошлой неделе лидеры республиканцев в Сенате убеждали Буша увязать развитие демократии в России с ее членством в международных организациях, таких как Большая Восьмерка. Реакция Москвы стала отражением общего мнения о том, что Америка нуждается в России с ее запасами нефти и газа и ее поддержкой в войне с террором больше, нежели Россия в Америке. Руководитель думского комитета по международным делам Константин Косачев сказал, что без России членам Большой Восьмерки будет очень трудно бороться с терроризмом и распространением оружия массового уничтожения.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)
Буш и Путин: признаки напряженности в отношениях ("Business Week", США)
Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)
Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)
Демократия в России ("The Weekly Standard", США)
Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)
Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)