Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В декабре парламент Финляндии принял решение оставить страну в списке неприсоединяющихся, хотя, поскольку Финляндия - уже член Европейского Союза, оставаться неприсоединившимися можно в той же мере, в какой можно быть немного беременной. Недавняя годовщина победной обороны страны против Сталина в 1944 году, когда Финляндия потеряла Карелию, но сохранила независимость, снова показала нам, финнам, как близко мы стояли к краю пропасти 60 лет назад

В декабре парламент Финляндии принял решение оставить страну в списке неприсоединяющихся, хотя, поскольку Финляндия - уже член Европейского Союза, оставаться неприсоединившимися можно в той же мере, в какой можно быть немного беременной.

Недавняя годовщина победной обороны страны против Сталина в 1944 году, когда Финляндия потеряла Карелию, но сохранила независимость, снова показала нам, финнам, как близко мы стояли к краю пропасти 60 лет назад. Если бы героическая оборона на восточных границах не выдержала и сломалась, Красная Армия маршировала бы по Хельсинки, Финляндию оккупировали бы так же, как Эстонию, и ее несговорчивый народ рассеялся бы по Сибири.

Когда началась Вторая Мировая война, нас оставили совсем одних, потому что Лига Наций оказалась колоссом на глиняных ногах, и тот факт, что в результате агрессии против Финляндии, начавшейся в 1939 году и положившей начало пятимесячной 'Зимней войне', Советский Союз был исключен из этой организации, не остановил Красную Армию. Ни одно государство не пришло к нам на помощь; все, что у нас было - наша воля к независимости. Битва против несправедливости объединила финнов и, и они смогли доказать, что невозможное возможно. Второе нападение на Финляндию во время Второй Мировой войны было единственной серьезной кампанией Сталина в 1944-45 годах, которую ему не удалось завершить с триумфом. Мы все-таки выстояли и счастливо избежали участи стран Балтии, хотя заплатили за это дорогой ценой, потеряв 95 тысяч человек убитыми и 200 тысяч ранеными. У моего отца война отняла четырех братьев.

Видеть, как замкнутая сама на себя политическая культура Финляндии тщательно избегает обсуждения захвата Сталиным Карелии - все равно что сыпать соль на старые раны. Финны, у которых забрали их родные дома, еще помнят прошлое. Соседствующие демократические государства должны быть в состоянии говорить о таких несправедливостях.

Что нам нужно сейчас - передать с таким трудом завоеванную нами свободу нашим детям. Направление нашего развития должен диктовать инстинкт самосохранения, хранящийся в нашей генетической памяти. Анализировать мир вокруг нас, который меняется все быстрее - наш долг. Никто не угрожает Великобритании, Франции и Германии, которые к тому же в прошлом воевали друг с другом, однако они остаются активными членами альянса. Недаром ведь и все три страны Балтии - Литва, Латвия и Эстония, - и все остальные бывшие члены организации Варшавского договора сразу же вошли в него после падения коммунизма и Берлинской стены. Уже сейчас 94 процента населения ЕС состоит в НАТО, потому что НАТО - это как бы совершенно новый вид страхования от пожара - страховка, предотвращающая сам пожар. Любой отец семейства хотел бы, чтобы его близкие были так защищены.

Время, когда Финляндия должна войти в НАТО, уже пришло. Она одна не сделала этого из всех стран, подвергшихся нападению во время Второй Мировой войны. Невозможно понять, почему мы продолжаем так рисковать - неужели наша история нас ничему не научила? Мы похожи на человека, чудом выжившего на необитаемом острове, но отказывающегося садиться на проходящий мимо корабль, потому что ему кажется, что корабль идет не в том направлении. Рассматривая наши национальные интересы, нельзя поддаваться политической корректности, питать иллюзии или увлекаться антиамериканизмом.

Как же еще наша маленькая Финляндия должна смотреть на Россию, демократия в которой тонет, как подводная лодка 'Курск', потерпевшая крушение в августе 2000 года? Мы должны сделать все, что можем, чтобы помочь демократизации в России, и лучшее, что можно для этого сделать - оставаться верными всеобщим ценностям.

У наших соседей происходят тревожные события - прежде всего война в Чечне. Война в моей стране в таком же масштабе, в каком она идет в Чечне, означала бы смерть миллиона финнов, а на Украине - еще одной граничащей с Россией стране, не входящей в НАТО - десяти миллионов украинцев. Если Владимир Путин в своих действиях остается заложником своего прошлого, то мы не можем себе этого позволить. Но при этом мы недавно закрыли интернет-сайт чеченского сопротивления, просуществовавший всего два дня, даже не дожидаясь судебного решения по этому поводу. Работу этот сайт потом возобновил, но уже с территории Швеции. В январе экс-министр чеченского правительства Ахмед Закаев не посмел приехать в Хельсинки из своего убежища в Великобритании, потому что ему не дали гарантий, что по приземлении он не будет передан России. И это делаем мы, независимые финны!

Не затем финны сражались и умирали 60 лет назад, чтобы сегодня руководители страны подрывали ее безопасность. В полной ли мере выполняет президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) свои обязанности в качестве верховного главнокомандующего нашими вооруженными силами, настаивая на одностороннем выполнении Оттавской конвенции 1997 года о запрещении [противопехотных - прим. перев.] мин? Как-никак, на востоке у Финляндии граница с крайне нестабильной державой в 1269 километров длиной, и эта держава не имеет намерения следовать нашему примеру. И в то же время позиция Финляндии, отражающая взгляды западных миротворцев, противоположна позиции России. Разве таков должен быть наш дом - шаток и с распахнутыми дверьми? Во время войны ключи от Финляндии были в более твердых руках.

Главный дуэт, определяющий внешнюю политику - госпожа Халонен и ее министр иностранных дел Эркки Томиоя (Erkki Tuomioja) - продолжает биться против противника, которого уже нет. Они так и не смогли вырасти из своей антиамериканской и антивоенной идеологии 70-х годов и не могут прийти к мысли о том, что без нормальных вооруженных сил гарантировать мир просто нельзя.

И, продолжая эту свою политику, они даже смогли поменять раздел вновь разработанной конституции ЕС о взаимных военных обязательствах, чтобы финны могли спокойно стоять и смотреть, как остальные члены ЕС рискуют жизнями своих граждан. Не нужна Финляндии ни защита НАТО, ни защита ЕС, а вместо этого ее лидеры затевают всемирный Хельсинкский процесс, в котором строят 'дивный новый мир', обрушиваясь на страшного врага - глобализацию. Но Финляндия - не какой-нибудь неправительственный фонд, и в случае военной угрозы ATTAC ей не поможет (ATTAC - международное движение по демократическому контролю над финансовыми рынками и их органами, организованное 11 декабря 1998 г. по инициативе французской 'Ассоциации по налогообложению финансовых операций в пользу граждан'. Активно борется с глобализацией и транснациональными корпорациями - прим. перев.)!

Госпожа Халонен даже настаивает на том, что силы быстрого реагирования Европейского Союза могут развертываться тем, где это необходимо, только после разрешения на то со стороны ООН. А как же тысячи жителей Сребреницы (Srebrenica), погибшие только потому, что доверили ООН свою безопасность? Догматизм - всего лишь смертельный эрзац реализма, говорил Чемберлен, но социал-демократы, бывшие наши руководители - Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari) и Пааво Липпонен (Paavo Lipponen) - его взгляд на мир не разделяли.

Пока шла 'холодная война', удерживать нейтралитет было разумно, хотя с самого подписания с Советским Союзом Соглашения о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи наша политическая элита начала гнить изнутри, чего, к счастью, нельзя сказать о вооруженных силах и всем остальном обществе. Сейчас здравый смысл и национальные интересы призывают Финляндию к тому, чтобы твердо встать в один ряд со странами, глубоко преданными идеалам демократии и человеческого достоинства. Мы не можем оставаться в стороне, пока другие кладут свои жизни на алтарь мировой демократии.

Вокруг нас совершаются великие дела. Европейцы впервые в истории протягивают руку дружбы Турции, стране иной веры. Украинцы все, как один, встают на борьбу за свои права, и пример их окончательной победы дает надежду всему миру. И в Ираке даже смертельная угроза террористических актов не останавливает людей в их стремлении к демократии. Наконец-то приходят какие-то хорошие новости от израильтян и палестинцев. На 'дорожной карте', написанной для всего мира, нет никаких границ, и, хотя путь к миру тернист и исполнен лишений, в конце пути мы увидим новую эру, где все стрелки смотрят в одном направлении. На этом перекрестке финнам нужно руководство, которое сможет выдержать испытание временем.

Ари Ватанен - финн по происхождению, переизбран на второй срок в состав Европейского парламента от департамента Гран-Зюд-Эст (Франция). Член Европейской народной партии (European People's Party) и Комитета по международным делам.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Проблемы внешней политики Кремля ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Телефонный звонок из Москвы: успокойте свои СМИ ("Suomen Kuvalehti", Финляндия)

Путин не стал комментировать критику в адрес Финляндии ("Helsingin Sanomat")

Финляндия входит в число русофобов среди стран-членов ЕС ("Helsingin Sanomat")

Нездоровое отношение финнов к российской политике ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Финны негативно относятся к русским ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Отношение к России дает повод для самоанализа ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Россия - ключевая проблема для безопасности Финляндии ("Suomen Tietotoimisto")