'Я чувствую себя европейцем, и моя цель - Украина в Европейском Союзе. Я скоро подам запрос о вступлении, как это сделали уже получившие ответ наши соседи'. Виктор Ющенко, 50 лет, новый украинский президент, избранный в Киеве на волне оранжевой революции, разоблачившей избирательные махинации бывшего премьера Виктора Януковича и изгнавшей олигархический режим Леонида Кучмы, торопится.
Он знает, что у него - лишь несколько месяцев почти абсолютной власти до того, как он должен будет разделять ответственность за принятие решений с парламентом, где его противники все еще сильны. Он знает, что многие экономические и мафиозные кланы, связанные с экс-президентом, сидят в засаде и пытаются помешать его переходу к завершенной демократии. А, прежде всего, он знает, что Владимир Путин отнюдь не проглотил неожиданную потерю такой решающей для Российской Федерации сферы влияния.
Хотя он и не обладает харизмой своего премьер-министра, очаровательной Юлии Тимошенко, 'Жанны д'Арк киевского майдана', новый президент - экономист-прагматик, он привык планировать. В этом интервью 'Панораме', проведенном во время недавнего обеда, организованного для небольшой группы международных журналистов, Ющенко объясняет, какие действия он будет предпринимать для того, чтобы прицепиться к Европе и фактически зачеркнуть, после 60 лет, решения Ялтинской конференции. Как отец мирного и веселого восстания, которое может вскоре распространиться и на другие страны бывшей советской империи, украинский президент был приглашен на встречу в верхах ЕС и НАТО с президентом Джорджем Бушем 22 февраля в Брюсселе.
- Почему вы выбрали Европу, а не Россию?
Потому что Украина - это страна, имеющая европейские ценности. Она находится уже не на границе, а в сердце ЕС. Я никогда не откажусь от этой цели, которая представляет собой суть оранжевой революции.
- И когда, по Вашему мнению, произойдет это вступление?
Я - реалист и знаю, что это вопрос не сегодняшнего и не завтрашнего дня. Подготовительная работа для приведения страны в соответствие с европейскими стандартами, монументальна. Украина уже и так потеряла много времени. Но, в конце концов, мы справимся, и я надеюсь, что и Италия нам поможет.
- А что от этого можем выиграть мы, европейцы?
Безопасность и стабильность. Подумайте только о вкладе, который мы можем внести для обеспечения поставок в Европу энергии и для обеспечения транзита нефти и газа. Мы сразу же поставим вопрос о привлечении наших европейских партнеров с целью формирования консорциума, который будет управлять транспортными мощностями по перекачке газа на Украине.
- Москва, до свидания?
Нет, Россия - это наш стратегический партнер. Я это уже сказал Путину при нашей первой встрече 24 января: моя конечная цель - честная и эффективная политика в отношении России. У нас есть стратегические национальные интересы с Востоком, интересы, основанные на четко установленных принципах. Но я хочу, чтобы было хорошо понятно: эти принципы никоим образом не должны блокировать наши устремления в сторону интеграции с Западом - с Европой.
- Каковы главные проблемы, с которыми вы сталкиваетесь?
Украина - глубоко коррумпированная страна. Здесь нет правового государства. Телефонный звонок судье из администрации президента значит больше писаных законов. 55 процентов экономики - скрытая и нелегальная, почти целиком в руках олигархов, доминировавших в прошлом. Несколько журналистов были убиты или их заставили замолчать с помощью тюрьмы из-за того, что они выразили мнение, противоположное официальной правде. Этого больше не случится.
- Что будет с бывшим президентом Леонидом Кучмой? Вы заключили с ним пакт о ненападении и предоставите ему иммунитет?
Не существует договоренностей, защищающих его от возможных судебных действий.
- Вам удалось узнать, кто вас отравил?
Не думаю, что это - сложный юридический случай: обстоятельства конкретны и очевидны. Все произошло во время одного ужина. Люди до сих пор плачут при виде моего изувеченного диоксином лица. Но и моя страна была изуродована.
- Это одни и те же люди - те, кто изуродовал вас и вашу страну?
Я знаю, кто они, но пока не могу сказать. Этим делом занимается генеральный прокурор.
- Нити заговора ведут в Москву?
Могу я не отвечать на этот вопрос?