На этой неделе российский президент встречается со 'своим другом' Бушем (Bush) с тем, чтобы подвести итоги двусторонних отношений. Экономическое сотрудничество, по поводу которого раньше раздавалась похвала, в последнее время застопорилось. России необходимо сотрудничество с США с целью поддержки интеграции своей экономики, но успешному сотрудничеству постоянно мешает 'старое мышление'.
С точки зрения рыночного потенциала, наверное, одним из самых многообещающих проектов является намерение американского концерна Boeing начать совместно с российскими производителями разработку и производство непосредственно в России самолета для местных линий с последующей продажей продукции, в том числе и за рубежом. Совместное предприятие способно к взаимной выгоде обеспечить с помощью новой российской продукции гражданского назначения конкурентоспособные позиции на мировом рынке. Такие же возможности открывают и различные совместные проекты с европейским производителем аэробусов компанией EADS. Однако, судя по всему, слишком многим российским политикам и функционерам с трудом дается понимание причин первоначального успеха EADS. Они не желают принимать во внимание то обстоятельство, что в высокотехнологичных областях, таких, как аэронавтика, глобализация рынков означает, что производители с тем, чтобы выстоять в мировой конкуренции, должны работать, невзирая на границы. Видимо, только отсутствием понимания этого можно объяснить тот факт, что проекты сотрудничества, такие как упомянутый совместный проект с компанией Boeing, так и не сдвинулись с места. Дело в том, что многочисленные распоряжения делают невозможными партнерские инвестиции, а вводящие ограничения предписания о соблюдении секретности усложняют сотрудничество, в то время как промышленный авиационный потенциал России стареет.
Сокровенная мечта - вступить в ВТО
Этот разлад накладывает сильный отпечаток на российско-американские отношения, которые на этой неделе снова будут фигурировать в повестке дня переговоров на высшем уровне глав двух государств. С одной стороны, россияне восхищаются экономической мощью Америки и хотели бы, чтобы существенные капиталовложения и более организованное политическое сотрудничество последних лет способствовали экономической интеграции российской экономики. Но, с другой стороны, российская политика, а также предприниматели постоянно препятствуют обмену технологиями и инвестициям, так как видят в американских инвесторах старого, недоброжелательного противника, проникновение которого в Россию необходимо пресекать 'из политических соображений стратегического плана'.
В настоящее время важнейшая задача России, связанная с США, - добиться от них энергичной поддержки в деле скорейшего вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Благодаря членству в ВТО, Россия надеется, не в последнюю очередь, улучшить и обеспечить возможности выхода своей металлургической промышленности, машиностроения и деревообрабатывающей промышленности на европейский и американский рынки. После того, как с другими важными партнерами, такими, как ЕС, согласие уже достигнуто, достижение в ближайшее время договоренности с США могло бы открыть путь для членства в этой организации в конце этого или в начале следующего года.
Омраченный диалог по вопросам энергетики
Но Россия упрямо настаивает не только на протекционистской защите своего авиастроения, своей слабой банковской системы и системы страхования. Она создает своими новыми, недостаточно прозрачными в реализации правилами, связанными с квотами и касающимися ввоза мяса и другой сельскохозяйственной продукции, а также отказом иностранным кредиторам в участии в важнейших проектах по освоению сырьевых месторождений новые барьеры на пути скорейшего вступления в ВТО. Наверное, наиболее показательными в этом плане являются перипетии в двусторонних экономических отношениях, связанных с так называемым диалогом по энергетическим проблемам. Этот диалог, раньше превозносившийся как возможность придать двусторонним отношениям с помощью взаимного экономического интереса новый импульс, в последние месяцы стал заметно менее активным. Притом, что России необходимы миллиардные инвестиции и западные технологии для освоения своих громадных месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, на северных морях и на побережье Сахалина. В свою очередь, США и концерны, были бы очень заинтересованы в разработке российских ресурсов, которые повышают безопасность в снабжении энергоносителями и помогают диверсифицировать их поставки. Совместный выпуск оборудования для производства жидкого газа мог бы превратить Россию для США в важнейшего поставщика природного газа. С помощью соответствующих инвестиций можно было бы обеспечить поставки российской нефти через незамерзающие порты на севере России. Конечно, в конце прошлого года концерн Conoco/Phillips смог приобрести 10% акций концерна 'Лукойл', но, судя по всему, одной из важных причин разрушительных действий, направленных против частного концерна ЮКОС, было то обстоятельство, что его собственник начал переговоры с американскими нефтяными концернами о продаже половины или даже контрольного пакета акций концерна. Кризис ЮКОСа не только существенно подорвал доверие американских инвесторов к рынку России, он до сегодняшнего дня накладывает негативный отпечаток на двусторонние отношения. Новая энергетическая политика, предусматривающая допуск иностранных концернов лишь только в качестве миноритарных акционеров, наглядно говорит о мечте, когда бы иностранцы в России платили, но не мешали бы действовать россиянам в одиночку. При этом временная денежная благодать, наступившая благодаря высокой цене на нефть, вытесняет на второй план то обстоятельство, что российской экономике в некоторых отраслях грозит в результате изоляции утрата имеющихся связей. России, скорее, необходимо больше учитывать новые реалии, а не вынашивать старые мечты.