'Если предпосылкой к диалогу являются обвинения в адрес нашей демократии, в Братиславе диалога не будет'. До российских домов предупреждение Буша Путину не доходит. Радио и телевидение ничего не говорят о призывах к свободе печати, к уважению правового государства и разделению властей. Единственная новость - позитивная - из Брюсселя: поддержка Белым Домом вхождения России в ВТО. Но призыв президента США к Европе поставить вопрос о 'демократическом обновлении' в центр взаимоотношений с Москвой, потряс кремлевские кулуары.
После примирительных заявлений, сделанных накануне, никто не ждал немедленного выпада Буша против 'друга Владимира'. И потом - так: ни с того ни с сего, во время первой встречи европейского турне, 'не к месту и почти ассоциируя Россию с врагами Запада'. Путин, сидя в своем кабинете, следит за этими обвинениями, выслушивает комплименты и 'слова приветствия' со стороны США в адрес Украины и Грузии, потом вызывает главу администрации Дмитрия Медведева. Он вне себя. 'Они решили нас изолировать - медленно произнес Путин, рассказывает один из его советников, - Буш хочет разговаривать со мной не как президент США, а как полномочный посол всего Запада. Он, возможно, забыл, что без нас ни одна из его международных целей недостижима'.
Путин звонит министру иностранных дел Лаврову, который находится с визитом в Киеве, пытаясь не допустить, чтобы новый президент Ющенко встретился сегодня с Бушем прежде, чем он поговорит с Москвой. Но и с Украины - после случившегося в конце прошлой недели провала в Грузии - поступают плохие новости. Создание общего пространства с Белоруссией и Казахстаном приостановлено, лидер оранжевой революции предпочитает ЕС, НАТО и ВТО.
Таким образом, мягкий план Москвы, подготовленный для встречи в верхах в четверг, меняется. Тон ее - делятся представители путинского окружения - будет соответствовать духу 'холодного мира'. И раз уж Буш решил говорить 'на повышенных тонах', Кремль тоже даст свободу 'ястребам'. 'На протяжении четырех лет реформы Путина были хороши, - заявляет агентствам Иван Сафранчук, глава российского представительства Центра Оборонной Информации. - Теперь же, когда ситуация в Ираке изменилась, Вашингтон обнаруживает, что в России нет свободы. Очевидно, для того, чтобы помириться с Европой, он должен был сначала поссориться с Москвой'.
Еще несколько минут - и раздается выпад Вячеслава Никонова, внука Молотова и доверенного политолога президента. 'У нас нет проблем с демократией, - говорит он, в то время как по телевидению Путин призывает армию интенсифицировать борьбу с чеченским терроризмом, - Все идет на компромиссы с правами человека. Если предварительные условия таковы, в Братиславе Путин потребует от Буша разъяснений по поводу верности США нормам международного права'. От соглашений относительно борьбы с терроризмом и нераспространения оружия массового поражения следует переход к угрозам. 'Буш остается верным старому идеологическому арсеналу Картера, - заявляет Армен Оганесян. - Но опасность заключается в неспособности понять настоящее: нам неизвестно, чтобы ООН кому-то поручала решать, кто на этой Земле демократ, а кто - нет, особенно после выборов в Ираке и в Косово: а мир уже дал определение избирательным методам США'.
'Известия' и ТАСС все еще публикуют дружественные заявления прошлого воскресенья. 'Мы - друзья, и наши отношения не должны начинаться с нуля, - сказал тогда Буш, - Я только хочу спросить Владимира, почему он в последние месяцы принимал такие-то и такие-то решения'. Но тон уже поменялся. 'Что-то произошло, - говорят в Кремле. - Теперь надо понять, сохраняется ли в условиях различия интересов взаимное доверие'. И предвещают: 'Путин потребует от Буша не вмешиваться во внутренние дела России, не заниматься 'делом 'ЮКОСа'', не идти дальше по пути демократических революций, финансируя экспорт грузинских и украинских событий в Молдавию, Белоруссию и Среднюю Азию'. Сильными аргументами Москвы здесь будут поставки нефти, стабильность в экс-советских республиках, отношения с Ираном, Сирией, Саудовской Аравией и Китаем.
Последний этап поездки для примирения с Европой для Буша может, таким образом, ознаменовать собой разрыв с Россией. 'Но Буш уже сообщил - подтверждают в Кремле, - что 9 мая он будет в Москве на 60-летии победы над фашизмом. Однако переговоры в Братиславе осложняются. Некоторые представители Белого Дома обвиняет нас в продаже запрещенных видов вооружения Сирии, в способствовании созданию ядерного оружия Тегераном, в вооружении Китая и Венесуэлы и в двойной игре по отношению к Ираку. Если это крыло будет превалировать, если Буш захочет опереться на Европу для того, чтобы лишить нас друзей, в том числе из состава бывшего СССР, он обнаружит, что без нас мир на Ближнем Востоке и безопасность останутся лишь мечтой'.