Однако в России он прошел незамеченным - игроки тогдашней советской команды-фаворита не придают особого значения одному из самых выдающихся моментов в истории американского спорта
Лэйк-Плэйсид (штат Нью-Йорк). - Американцы до сих пор находятся под впечатлением 'чуда на льду' - знаменитого матча на Олимпиаде двадцатипятилетней давности между командой любителей из США и советской 'хоккейной машиной'.
Здесь, в Лэйк-Плэйсиде, родители до сих пор приводят детей в заснеженную Олимпийскую деревню, на ту самую хоккейную площадку, чтобы сделать снимок и поиграть. Они посещают музей Олимпиады, расположенный этажом ниже, где можно посмотреть мутную видеопленку с записью этого победного матча, и воскресить в памяти чудо - торжество слабых над сильными.
Есть такая легенда: в тот вечер американский военный корабль послал радиограмму советскому кораблю, крейсировавшему рядом - в ней были только цифры '4:3', счет победного матча.
'Возможно, это самый памятный момент во всей истории американского спорта', - объявил журнал 'Sports Illustrated'.
Буквально на прошлой неделе - в тот день, как и двадцать с лишним лет назад, в Лэйк-Плэйсиде валил снег - тысячи людей скандировали 'С-Ш-А! С-Ш-А!', глядя как Джим Крейг (Jim Craig), вратарь тогдашней американской сборной, вновь зажигает над стадионом олимпийский огонь тем же факелом, что использовался в 1980 г.
Но если американцы не желают расстаться с милыми сердцу воспоминаниями, для тех, кто поддерживал их соперников, тогдашнее поражение - давно уже пройденный этап.
Как утверждает Роберт Эдельман (Robert Edelman), автор книги 'Серьезное развлечение' ('Serious Fun'), посвященной игровым видам спорта в СССР, россияне относятся к победе американской сборной философски. 'Сегодня вам скажут, что ничего особенного в этом не было: 'Это спорт. В спорте все непредсказуемо, особенно в командных видах. Поражения в спорте неизбежны'', - рассказывает он.
Конечно, немалую роль сыграли и огромные изменения, что произошли в мире за последние 25 лет. Холодная война закончилась. Советский Союз существует лишь на старых картах да в учебниках истории. Многие советские игроки тех времен сегодня работают в командах НХЛ тренерами и консультантами.
Вратарь Владислав Третьяк курсирует между Москвой и американским Средним Западом, работая в клубе 'Chicago Blackhawks' и руководя школами по обучению талантливых молодых голкиперов.
Защитник Слава Фетисов - 'русский медведь', капитан ЦСКА в 1980х гг. - выиграл два Кубка Стэнли, играя за 'Detroit Red Wings': с 2001 г. его имя красуется на стене хоккейного Зала славы.
Владимир Лутченко, великий защитник, которого вывели из состава сборной и отправили домой буквально накануне Олимпиады в Лэйк-Плэйсиде, живет в Массачусетсе; вместе с Крейгом он тренировал американскую хоккейную команду юниоров.
Подобно своим американским коллегам, советские журналисты в ходе Зимней Олимпиады-80 не уделяли хоккею какого-то особого внимания. Советская команда выиграла Олимпиады 1972 и 1976 г., и все ожидали, что в Лэйк-Плэйсиде она повторит свой успех. Что же касается американской сборной, то никто не ожидал, что она вообще окажется в состоянии побороться за медали.
'Олимпиада [в СССР - прим. перев.], особенно в спортивной прессе, освещалась 'от корки до корки', и они уделяли биатлону или лыжным гонкам ничуть не меньше внимания, чем хоккею, - рассказывает Эдельман, профессор российской истории в Калифорнийском университете в Сан-Диего. - Хоккею с шайбой, даже когда они выигрывали, не уделялось какого-то особого внимания. Возникает впечатление: они хотели показать, что имеют подавляющее превосходство во всех видах спорта'.
Для советских хоккейных болельщиков поистине судьбоносным моментом была состоявшаяся в 1972 г. серия игр из восьми матчей против канадцев, когда их команда впервые выступала против сборной звезд НХЛ, и была на волосок от победы над профессионалами.
'Именно тогда они доказали, что почти не хуже - а то и ничуть не хуже, и к концу десятилетия их команда, возможно, была лучшей в мире, и поэтому поражение на Олимпиаде-80 стало особенно неожиданным, - отмечает Джо Пеллетье (Joe Pelletier), писатель и специалист по истории хоккея. - Та же самая российская команда в 1979 и 1981 г. буквально громила соперников из НХЛ, да и вообще практически любых соперников вплоть до 1984 г. Потому-то ее неожиданное поражение от команды неопытных студентов действительно было чудом; матч 1980 г. вошел в историю спорта как один из величайших сюрпризов'.
После матча американцы праздновали победу на главной улице Олимпийской деревни, а тренер Виктор Тихонов, расхаживая по раздевалке советской сборной, распекал своих подопечных. 'Это ваше поражение', - как сообщают, заявил он своим звездам-игрокам.
В своей новой книге 'Дети зимы' ('Boys of Winter'), Уэйн Коффи (Wayne Coffey) описывает реакцию в СССР на это ошеломляющее поражение: 'В вышедшем на следующий день номере 'Правды', официального органа ЦК КПСС, матч с американцами вообще не упоминался; то же самое повторилось и в итоговой статье об Олимпиаде, опубликованной 25 февраля. . . . После того, как русские освободили свои номера в Олимпийской деревне, уборщики обнаружили на антресолях в их комнатах 121 пустую бутылку из-под водки - зримое свидетельство охватившего игроков уныния'.
Когда хоккейная сборная, завоевавшая 'серебро', вернулась домой, ее игнорировали как болельщики, так и лидеры компартии, рвавшиеся сфотографироваться с другими атлетами, завоевавшими 10 золотых медалей из 22.
'Нас демонстративно отодвинули в сторону, и правильно сделали', - рассказывает Третьяк в своих мемуарах 'Легенда', вышедших в 1987 г. В том матче Тихонов после первого периода отправил Третьяка - по мнению большинства специалистов, лучшего вратаря за всю историю хоккея - на скамейку запасных, когда из-за пропущенной им шайбы счет в игре сравнялся: 2:2.
'Думаю, в той игре заменять меня не следовало, - пишет Третьяк в своей книге. - Я уже наделал столько ошибок, и был убежден, что теперь моя игра будет только улучшаться. [Владимир Мышкин] - великолепный голкипер, но он не был готов к борьбе, не был 'настроен' на американцев'.
Но если советские партийные боссы и были недовольны избранной Тихоновым стратегией и игрой хоккеистов, то они держали свое раздражение при себе. 'Никаких особых последствий не было, тренер не потерял свое место, а никого из игроков не исключили из сборной, - рассказывает Пеллетье. - Наоборот, тренер Тихонов, пожалуй, стал руководить командой еще более диктаторскими методами, чем раньше, наказывая игроков тяжелейшими игровыми и военными нагрузками и лишая их и без того скудного свободного времени на отдых и общение с семьей. Тогда Тихонов имел для этого достаточно политического влияния'.
В своей автобиографической книге тренер (сейчас ему 74 г.) признал, что совершил ошибку, и даже намекнул, что на его решение повлияло партийное руководство. Однако игрокам он так ничего и не объяснил.
Чудеса, подобно кометам, запоминаются надолго. И все же они не способны изменить естественный ход вещей. Через четыре года американцы заняли на Олимпиаде седьмое место. Советы вновь заняли господствующие позиции в олимпийском хоккее, одержав семь побед из семи возможных.
Однако золотые медали Олимпиад 1984 и 1988 гг. не могли стереть неприятный осадок, оставшийся на душе у некоторых советских хоккеистов и тренеров - участников того матча в Лэйк-Плэйсиде. На пресс-конференции во время Игр 1988 г., где советская сборная принимала участие в последний раз, непреклонный Тихонов отказался отвечать на вопросы о своем решении заменить Третьяка. А накануне Зимних Игр 2002 г. в Солт-Лейк Сити сам Третьяк, к тому моменту тренировавший вратарей российской сборной, все еще выражал недовольство. 'Если бы не просчет Тихонова, я был бы четырехкратным олимпийским чемпионом, - заявил он в интервью репортеру из Международной федерации хоккея. - Да, я не забуду об этом до конца жизни'.