Это была встреча в атмосфере, лишенной всякой напряженности. Столица Словении, Любляна, показала себя с лучшей стороны, когда в середине июня 2001 года состоялась первая встреча президента России Владимира Путина и свежеиспеченного президента США Джорджа Буша (George W. Bush). На пресс-конференции под лучами яркого солнца Буш заявил, что заглянул в душу Путину и пришел к выводу, что российский президент человек, которому можно доверять.
Когда Буш и Путин встретятся сегодня, то намного холоднее будет не только погода. Отношения между Москвой и Вашингтоном охладели до 'холодного мира', делает вывод перед встречей в верхах в Братиславе директор московского Центра Карнеги (Carnegie).
Список конфликтных тем со стороны США велик: ликвидация свободы прессы и оппозиции в России, российский террор в Чечне, вмешательство в ход выборов на Украине. Помимо этого - поставки ракет Сирии и Китаю или строительство атомной электростанции в Бушере в Иране. А также разрушение Кремлем нефтяного концерна ЮКОС, а также связанная с этим фактическая экспроприация его собственников. От 10 до 15 процентов всех акций ЮКОСа принадлежали американцам, которые вместо наращивания своего состояния лишились его.
Когда внешнеполитический комитет Сената США проводил 17 февраля слушания по вопросу 'Отступление российской демократии', председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди (Steven Theede) и Тим Осборн (Tim Osborne), мажоритарный акционер ЮКОСа, детально проинформировали сенаторов о надуманных налоговых требованиях и других махинациях российских органов власти. Осборн даже потребовал, чтобы основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский был признан политическим заключенным.
Председатель внешнеполитического комитета Ричард Лугар (Richard Lugar) потребовал от Буша, чтобы приоритетными на встрече в Братиславе были вопросы 'демократии, прав человека и законности'. Более 70 видных американцев, в том числе бывший глава парламента Ньют Джингрич (Newt Gingrich) и бывший шеф ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey), потребовали в открытом письме в адрес Буша 'новой политики Соединенных Штатов в отношении России. 19 февраля республиканец Джон Маккейн (John McCain) и демократ Джозеф Либерман (Joseph Lieberman) внесли в Сенат проект резолюции об исключении России из-за ее авторитарного курса из 'Большой восьмерки' (в нее входят ведущие промышленно развитые страны).
Буш в Братиславе ограничится, несмотря на все разногласия, видимо, несколькими дозированными словами критики во время встречи с глазу на глаз. Разница в представлениях, например, о демократии отступают перед реальными политическими интересами: например, что касается сотрудничества в так называемой 'борьбе против терроризма'.
Путин и силовики, правящий вместе с ним клан из представителей КГБ и офицеров, рассматривают требование о большей демократии в качестве средства Вашингтона, используемого им с целью добиться реализации амбиций на ведущую роль в мире, в том числе и в России. Еще весной 2004 года Путин в своем Обращении к нации подверг критике российские правозащитные организации и другие общественные организации, которые якобы работают в интересах зарубежных стран - откровенный удар в спину США, поддерживающих многочисленные движения. Путина в этом убеждает революция на Украине, активисты которой добились успеха также благодаря подготовке с помощью США и их финансовой поддержке.
Менять политику в отношении России или вводить в отношении нее санкции президент США не готов. Одни лишь красивые слова на президента России Путина еще никогда не действовали. Во время встречи Буша и Путина в ноябре 2004 года в Чили Буш якобы поставил вопрос о свертывании демократии, приведя в качестве примера только что отмененные выборы губернаторов. Вместо ответа Путин выступил с получасовым докладом об истории российского централизма, начиная с царя Петра Великого, сообщали сотрудники Буша американским корреспондентам.