БЕРЛИН - Визит американского президента на этой неделе в Европу является важным и знаковым. Вдобавок к обычным двусторонним встречам Джордж Буш провел консультации в НАТО, и впервые - в Совете Европейского Союза. Два этих расположенных по соседству в Брюсселе института, 56-летний военный альянс и ЕС сегодня имеют важнейшее значение для оживления и укрепления атлантического партнерства.
После нескольких лет недоверия и скептицизма очень важно, чтобы страны по обе стороны Атлантики вспомнили, что в глобализованном мире свободу и безопасность в наших странах можно обеспечивать, а также продвигать по всему миру только при условии действенности старого партнерства. Нам нужно восстановить атмосферу доверия, которой нанесен ущерб ошибками, совершенными европейцами и американцами. Нам надо заново подтвердить свою приверженность принципу коллективного принятия решений и справедливого распределения нагрузок в реализации таких совместно принятых решений. Мы должны продемонстрировать желание воздерживаться от популистского антиамериканизма с одной стороны, и от упрощенной критики в адрес Европы - с другой.
Со стороны европейцев было бы мудрым поступком безоговорочно принять нашу основополагающую заинтересованность в тесном партнерстве с США. Ни Америке, ни Европе не найти лучших партнеров, чем они сами в использовании шансов и в противостоянии опасностям современного мира, поскольку при всех наших разногласиях мы исповедуем одни и те же базовые ценности. Ни новые коалиции с участием далеко не однородных стран, к которым иногда склоняются США, ни расплывчатые взгляды на многополярный мир или на евразийский альянс, которые демонстрируют некоторые ведущие европейские политики, не обеспечивают стратегической надежности или прочной безопасности.
Даже спустя 15 лет после окончания холодной войны атлантическому сообществу все еще нет альтернативы. Его можно дополнить, но не заменить. Преданность партнерству должна доказываться готовностью к взаимопониманию. Мы, европейцы, должны лучше осознавать уникальные интересы Вашингтона в области безопасности и избегать создания впечатления, что мы хотим усилить Европу за счет и против США. Америка, со своей стороны, должна без всякого недоверия оценить уникальную глубину интеграции Европейского Союза и, таким образом, понять, что неограниченное расширение этого союза за пределы континента с включением в его состав, например, Турции, России или Израиля, невозможно.
Не может быть ничего хуже, чем угасание нового желания начать все сначала на самом старте. Мы должны четко и безошибочно определить, чего мы ожидаем друг от друга по конкретным и важным вопросам.
Чтобы прояснить центральный вопрос легитимности действий, будь эти действия политические, дипломатические, экономические или военные, нам нужно попытаться сблизить американскую и европейскую стратегии безопасности. Это приведет к необходимой модернизации возможностей ООН к действию.
НАТО остается первым и самым лучшим форумом для проведения консультаций по политике безопасности. Те, кто хочет укрепить альянс, должны обсуждать важные вопросы, принимать решения и по возможности реализовывать их в рамках НАТО, а не ограничиваться разговорами. Этому никоим образом не противоречит создание более сильных, более эффективных оборонительных структур, если эти структуры будут расцениваться как мощные элементы атлантического партнерства.
Кроме борьбы с транснациональным терроризмом мы должны совместными усилиями сделать так, чтобы Афганистан, несмотря на все его недавние успехи, не скатился до уровня самого опасного в мире наркогосударства. Народ Ирака продемонстрировал, что его усилиям в строительстве демократии стоит оказывать поддержку. Если мы хотим подтвердить, что многосторонний путь развития, по которому сегодня идет Ирак, является верным, мы должны максимально поддерживать избранное демократическим путем иракское правительство на основе принятых нами самими решений в рамках Совета Безопасности.
Американцы и европейцы должны также согласованно действовать в отношении конфликта между Израилем и палестинцами, чтобы обеспечить продвижение мирного процесса. Сигнал о том, что Запад един в своей политике по отношению к Ближнему Востоку, улучшит перспективы будущего сотрудничества с исламским миром.
Иранская и северокорейская ядерные программы требуют гораздо большего, чем просто атлантический консенсус в отношении объема и последовательности применения положительных и отрицательных санкций. Нам надо срочно разработать общую базовую политику в отношении распространения оружия всех видов.
Далее, вопрос эмбарго на поставки оружия Китаю не должен стать яблоком раздора и препятствием на пути атлантической кооперации - это не в интересах ни Европы, ни Америки. Точно также партнеры по НАТО не должны позволять себе раскол из-за отношений с Россией. Вместо этого мы совместно можем предложить Москве поддержку в решении ее серьезных проблем на Кавказе, причем таким путем, чтобы избежать нового соперничества с одновременным сохранением уважения к роли России в мировой политике. Именно в такой ее роли мы нуждаемся в целях урегулирования многих других конфликтов.
Своим посещением Брюсселя Буш символически признал Евросоюз как таковой в качестве партнера. Это должно воодушевить нас, европейцев, на решительное укрепление нашей интеграции, особенно в общих вопросах внешней политики и политики безопасности, а также на объединение в отстаивании этой политики. Внимание к общим интересам и отказ от отдельных национальных путей движения и развития также повысит значение ЕС как партнера в глазах Америки. В конце концов, Америке и Европе предстоит решать важнейшую задачу нашего будущего: сохранение западного образа жизни и убеждение остального мира в том, что мы не выступаем против него.
Вольфганг Шойбле является председателем оппозиционной фракции ХДС/ХСС в германском Бундестаге. Статья переведена с немецкого Белиндой Купер.