В столице Словакии президент Джордж Буш (George W. Bush) проведет, возможно, самую деликатную, сложную и стратегически важную встречу за время своего четырехдневного дипломатического наступления на Европу.
Позади остались переговоры, направленные на восстановление отношений с лидерами НАТО и ЕС, некоторые из которых резко возражали против войны в Ираке. Похоже, президенту удалось утихомирить или преодолеть давнишнюю озлобленность (или, по крайней мере, достичь определенной договоренности) в пользу усиления сотрудничества для строительства демократии в Ираке и мирного урегулирования на Ближнем Востоке.
Но впереди ждут переговоры с президентом России Владимиром Путиным, чьи недавние действия подорвали уверенность в будущем зарождающейся российской демократии и вызвали неприятные воспоминания о советском медведе на охоте.
'Очень важно, чтобы президент Путин внятно объяснил, чем обоснованы некоторые из принятых им решений, а также уважал своих соседей, - заявил Буш в Бельгии после встреч с лидерами НАТО и ЕС. - И я уверен, что это можно сделать дружески'.
'Нам очень важно сохранить конструктивные отношения с Россией. Нам нужно многое сделать вместе. . . Но я также напомню ему, что США очень верят в демократические ценности'.
Демократические ценности были упомянуты не ради красного словца. В своей стране путинское правительство, демонстрируя мало прозрачности, а то и полное ее отсутствие, обрушило молот на гигантский энергетический концерн, возглавляемый политическим оппонентом. Концерн быстро разделили, а его активы продали, причем, похоже, подставным компаниям сторонников Путина. Владелец концерна и оппонент Путина теперь сидит в тюрьме и обвиняется в уклонении от уплаты налогов.
Результатом стало бегство иностранного капитала, так необходимого для экономического роста.
Кроме того, Путин заменил выбираемых региональных губернаторов назначаемыми, еще больше централизовав власть Кремля. Его также обвиняют в удушении прессы и запрещении иностранных инвестиций в российский горнодобывающий сектор. Говорят и о том, что его правящая партия может попытаться изменить конституцию страны, чтобы разрешить ему переизбираться на третий срок или стать премьер-министром с расширенными полномочиями.
Европейские государства, особенно те из них, кто недавно освободился от советского господства, больше всего обеспокоены вмешательством Путина в недавние выборы на Украине и нежеланием России вывести войска из ныне независимой Грузии.
А Вашингтон не слишком радует упорная поддержка Путиным иранских программ по обогащению ядерного топлива и продажа ракет Сирии.
'Необходимо понять, насколько плох контекст российско-американских отношений, - заявил недавно Стивен Сестанович (Stephen Sestanovich), эксперт по России центристского Совета по международным отношениям. - Ни во времена Буша и Путина, ни во времена предшественников Путина образ России не был таким негативным, как сейчас'.
Бушу и остальным лидерам сложно понять, что будет дальше. Россия (читай: Путин) находится в состоянии постоянного движения.
'Настроение в России зловещее, но не против США, а внутренне. Появилось ощущение кризиса в режиме, - говорит один вашингтонский аналитик по России, только что вернувшийся из Москвы. - [Среди элиты] широко распространено ощущение, что правительство не может выработать действенную политику или, если ему это и удается, оно не может провести ее в жизнь'.
Примером этого может служить решение Путина о монетизации льгот пенсионеров на лекарства и жилищно-коммунальные платежи. Неадекватное планирование и проведение реформы привело к массовым уличным протестам по всей стране.
Кремль также не смог победить исламских мятежников в Чечне и предотвратить теракты с России, что подорвало доверие к нему в обществе.
Селеста Уолландер (Celeste Wallander), эксперт по России Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, говорит: 'Теперь на карте стоит будущее самой России. Саморазрушительная политика России грозит дальнейшей изоляцией и ожесточением напуганному, плохо информированному и изолированному кремлевскому руководству'.
Путина окружают бывшие сотрудники КГБ и люди из так называемой 'петербургской группировки'. Считается, что они в основном настроены против Америки и против Запада, будучи уверенными, что западные махинации постоянно пытаются столкнуть их родину на обочину.
Из-за вытеснения более умеренных политических оппонентов соперниками законодателей остались только радикальные правые и радикальные левые.
Недоверие к Западу не является чем-то новым. Оно почти так же старо, как сама Россия, но ведь сейчас возможности экономической интеграции с Западом велики как никогда. Но интеграция эта по-прежнему зависит от демократических реформ и прозрачности правительства, а они либо отсутствуют, либо начинают сокращаться.
'Думаю, все свидетельствует о том, что стремление Путина к экономическому росту и глобальной интеграции все больше спотыкается о мировоззрение, занятое кажущимися западными махинациями, направленными на ослабление или даже разделение Российской Федерации, - пишет Уолландер в недавней работе. - Во время кризиса на Украине российская пресса была полна утверждений, что западные правительства финансировали и даже направляли кампанию и демонстрации оппозиции. То, что все эти утверждения необоснованны, не имело никакого значения для российской политики и стратегии, потому что в России нет независимых СМИ или политической оппозиции, способных оспорить мнение Кремля'.
Украинские маневры Путина ознаменовали собой его разрыв с Европой. Путин открыто поддержал и даже агитировал за промосковского президента Виктора Януковича (так в тексте - прим. пер.), чье переизбрание вызвало обвинения в мошенничестве в стране и за рубежом. Верховный Суд Украины вмешался и поддержал либерального прозападного кандидата Виктора Ющенко, но Путин по-прежнему защищал своего человека. В итоге после уличного противостояния и повторных выборов Януковичу пришлось уйти.
Опасения европейцев в отношении ситуации в России были убедительно донесены до Буша во время его переговоров в Бельгии и Германии. Буш, отметив, что у него особые отношения с Путиным, дал понять, что не будет избегать сложных вопросов на встрече в Братиславе, но обратится к Путину как обеспокоенный друг.
'У нас конструктивные отношения с Россией, и это важно, - сказал Буш в Брюсселе во вторник. - У меня очень хорошие личные отношения с президентом Путиным, и это важно. Это важно, потому что позволяет мне и нашей стране напомнить президенту Путину, что демократии основываются на правлении закона и уважении прав человека и человеческого достоинства и свободной прессы. . . конструктивные отношения позволяют мне напомнить ему, что я верю, что Россия - европейская страна, а европейские страны верят в те же ценности, что и Америка'.
Добьется ли он успеха, станет ясно в ближайшие месяцы. Но на этой неделе Путин ясно дал понять, что демократия по-русски не является точной копией любой другой демократии.
'Разумеется, основополагающие принципы демократии, институты демократии должны быть адаптированы к реалиям сегодняшней российской жизни, к нашим традициям и к истории', - сказал он.