Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Отступление от свобод в России

Тупик - модное слово

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В России, как в прежние советское время, снова ходят анекдоты. Вот свеженький, про Владимира Путина. Открывает он холодильник. На тарелке лежит кусок холодца, который начинает дрожать. 'Не бойся, говорит президент, - я просто хочу газировки попить!' Кто боится Владимира Владимировича?

Несмотря на разочарования, население России по-прежнему привержено демократическим ценностям

В России, как в прежние советское время, снова ходят анекдоты. Вот свеженький, про Владимира Путина. Открывает он холодильник. На тарелке лежит кусок холодца, который начинает дрожать. 'Не бойся, говорит президент, - я просто хочу газировки попить!'

Кто боится Владимира Владимировича? Вопрос вызывает смех у Романа Доброхотова, студента МГИМО - феода золотой молодежи. Роман и его подружка Варвара не унаследовали от своих родителей способности впадать в панику, когда речь заходит о том, чтобы сделать что-то, идущее вразрез с волей Кремля. В 'МакДональдсе' они громко рассказывают о том, как два или три раза участвовали в митингах нового молодежного движения 'Идущие без Путина'.

По их мнению, все, что рассказывает глава государства об 'особенностях России' и необходимости создавать 'демократию по-русски' лишено всякого смысла. Трезво мыслящие, они признают, что после ельцинского правления уставшее от хаоса население стремится к 'твердой руке'. Но тот авторитаризм, который при Владимире Путине берет верх, стал бы чем-то вроде 'потемкинской деревни'.

'Наша проблема, - утверждает Роман, - не теоретическая: существует или нет демократия в России. Наша дилемма конкретна. Правительство оказывается неспособным решать настоящие проблемы. Для чего нужна власть, если коррупция только и знает, что растет и хорошеет? Наша судебная система полностью зависит от государства, на СМИ надет намордник, Парламент - просто репродуктор исполнительной власти и всеобщее недовольство растет. Как среди богатых, так и среди бедных. Как среди пенсионеров, так и среди студентов. Ученые. Предприниматели. Учителя. Врачи. . . Если начать перечислять, то конца не будет разочаровавшимся в Путине. Число его сторонников снижается. Я в этом не вижу признаков отката демократии, как раз наоборот'.

Никто, ни пенсионеры, митингующие с января месяца против социальной реформы, которая лишает их привычных льгот, ни молодежь, которой, подобно чеховским трем сестрам 'ужасно хочется жить', не размахивают на своих сходках знаменем демократии. Словно бы это слово утратило всякий смысл и может даже вызывать отторжение.

Лозунги направлены в адрес президента Федерации, его министров, его администрации. Всех тех, кто олицетворяет собой разложение, очень древнее, о котором так писал когда-то маркиз де Кюстин: 'Лгать здесь - значит защищать общество. Говорить правду - сеять смуту в государстве'.

Александр Николаевич Яковлев, которого считают архитектором перестройки, - старый многоопытный господин, умный и хитрый. Бывший член Центрального Комитета и Политбюро, академик, он является президентом фонда 'Демократия'. Для него дефицит демократии в России очевиден.

'По мнению власти, - говорит он, - либеральные экономические реформы в нашей стране возможны лишь при авторитарном режиме. Эта мысль не нова. Но такой взгляд ложен. Не бывает, не может быть демократии без оппозиции. Не бывает, не может быть подлинной экономической свободы без демократии. К несчастью, случилось так, что в России слово 'демократия' опошлено до такой степени, что имеет плохую репутацию. В коммунистическую эпоху тоже говорили о демократии, но только для отвода глаз. Сегодня у многих россиян это слово ассоциируется с приватизацией 90-х годов, которую они считают грабительской, и с царством олигархов, которых ненавидят, потому что полагают, что те их предали. И все же они привержены демократическим ценностям. И они достойны уважения. Власть удаляется от них. И она не права. Я все же думаю, что сам Владимир Владимирович отдает себе отчет в том, что он в тупике, но не знает, как из него выйти'.

Тупик - модное слово. Оно используется для характеристики ситуации. Только национал-коммунистические экстремисты и активисты реформаторских партий, выметенные из Думы в результате последних выборов, издают орлиный клекот. Они утверждают, что их 'убивают'. Что же касается до обычных людей, то они не чувствуют, что их к чему-то принуждают. Пока, добавляют пессимисты. Несколько разочарованный, председатель общества 'Мемориал' Арсений Рогинский говорит об общей пародии.

'Нам удалось создать всего лишь подделку под демократию. Пустышку'. Кто в этом виноват? Россияне не спешат ответить на свой любимый вопрос.

В Соединенных Штатах некоторые американцы, более скорые на решения, уже считают российского президента чуть ли не диктатором. Дело 'ЮКОСа', назначение Кремлем губернаторов, которых раньше выбирали, нападки на свободу СМИ и потерпевшее провал вмешательство Москвы в президентские выборы на Украине дают пищу для такого мнения. Русские его не разделяют. Должно быть, потому что знают, что означает слово 'диктатура': миллионы погибших, миллионы разбитых жизней.

_________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вацлав Гавел: 'Необходимо задать г-ну Путину несколько неудобных вопросов' ("Le Monde", Франция)

Когда-то могущественный Путин сегодня выглядит уязвимым ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Бессмысленная встреча ("Friesch Dagblad", Голландия)

Сблизить Буша и Путина может Сибирь ("Reformatorisch Dagblad", Голландия)

Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)

'Осадный менталитет' Кремля ("Center for Strategic and International Studies", США)

Перед Братиславой ("The Washington Post", США)

Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)

Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)

Многоликий Путин ("Newsweek", США)

'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)

Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)

Буш-младший намерен пожурить Путина за откат от демократии ("The New York Times", США)

Дружба с Путиным проходит серьезное испытание ("Der Standard", Австрия)

В интересах Путина Буш ставит дипломатию выше демократии ("The Times", Великобритания)

Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)

Буш и Путин: признаки напряженности в отношениях ("Business Week", США)

Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)

Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)

Демократия в России ("The Weekly Standard", США)

Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)

Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)