Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Путин - не новый Сталин

Лучше всего для определения нынешнего строя в России подходит понятие 'управляемый плюрализм'

Путин - не новый Сталин picture
Путин - не новый Сталин picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Последние пять лет мне кажется, что лучше всего для определения нынешнего строя в России подходит понятие 'управляемый плюрализм', т.е. система, сочетающая в себе демократические и авторитарные черты, где зоны относительной свободы худо-бедно сосуществуют с другими сферами, находящимися под более жестким контролем режима. Кое-кто из моих коллег считает, что 'управляемый плюрализм' - всего лишь модный синоним классического 'мягкого авторитаризма'. . .

Его 'мягкий авторитаризм' не следует равнять с ГУЛАГом

Наблюдается ли в России 'дефицит демократии'? Несомненно - и об этом четко заявил в предновогоднем интервью московской радиостанции 'Эхо Москвы' советник президента Владимира Путина Андрей Илларионов: 'Некоторые тенденции в нашей политической и общественной жизни не могут оставить равнодушными никого, включая и любого экономиста. И эти тенденции связаны с ликвидацией, я бы сказал, такой ампутацией целого ряда институтов общества, ответственных за обратную связь.

Я уже называл, это - СМИ, демократические институты, ответственные за трансляцию сигналов, в том числе сигналов о неблагополучии, сигналов о кризисах, сигналов о катастрофах в само общество и во власть. Ампутация таких институтов приводит к развитию как раз катастрофических последствий для всего общества, для страны в масштабах, существенно превышающих то, что могло бы произойти в том случае, когда система работает открыто'.

В стране проявились ярко выраженные авторитарные тенденции, и за последний год они постоянно нарастали. Однако это не оправдывает наклеивания на Россию ярлыка 'тирании' или ее объединения в одну категорию с такими странами как Египет, Туркменистан, экваториальная Гвинея, или даже Китайская Народная Республика.

Последние пять лет мне кажется, что лучше всего для определения нынешнего строя в России подходит понятие 'управляемый плюрализм', т.е. система, сочетающая в себе демократические и авторитарные черты, где зоны относительной свободы худо-бедно сосуществуют с другими сферами, находящимися под более жестким контролем режима. Кое-кто из моих коллег считает, что 'управляемый плюрализм' - всего лишь модный синоним классического 'мягкого авторитаризма', и я готов признать, что подобная критика не лишена основания. Но, как бы то ни было, подобную систему ни в коей мере нельзя расценивать как возврат к сталинизму.

Возьмем хотя бы два примера. 9 февраля 2005 г. в газете 'Аргументы и факты' была опубликована статья Вячеслава Костикова, содержащая, в частности, такой пассаж: 'Путин выглядит как заложник некомпетентного и потерявшего доверие правительства. . . Не пора ли пройтись с метлой по коридорам зажиревшей власти?' На следующий день Борис Немцов и Владимир Прибыловский напечатали в 'Новой газете' уничтожающий 'обвинительный акт' против Путина и его администрации, подробно перечисляя его просчеты и факты коррупции. Свою объемистую статью они завершают следующей фразой: 'Думающим гражданам России уже сегодня ясно, что путинский режим обречен. Смена власти необходима'.

Трудно представить себе, чтобы в большинстве государств, где реально существуют тиранические режимы - и к которым многие на Западе сегодня причисляют Россию - кто-нибудь мог опубликовать в СМИ такие же призывы к отставке правительства и смене лидера, не рискуя при этом головой. В перечисленных же случаях, насколько я знаю, ни одного из авторов не схватили громилы в кожанках и не сволокли в подвал, чтобы там 'с пристрастием' узнать об их оценках и выводах поподробнее.

Критики Путина утверждают, что газеты (как в печатном, так и в онлайновом вариантах) имеют малые тиражи и узкий круг читателей, а потому режим может позволить себе терпимо относиться к островкам 'свободной прессы' в океане российских СМИ. Конечно, подобные статьи не станут зачитывать по основным государственным телеканалам. Однако наша навязчивая идея о том, что Путин железной рукой держит за горло СМИ, явно упрощает реально сложившуюся ситуацию.

В недавнем интервью Немцов, отвечая на вопрос о перспективах либеральных политических движений в России, в том числе их способности донести свою точку зрения до общества, отметил: 'Возможности для этого не так благоприятны, как в 1990х гг., но. . . есть некоторые региональные СМИ, которые Москва не контролирует. Это превращает региональные телекомпании и газеты в весьма эффективный ресурс. Есть некоторые общенациональные газеты, которые Кремль еще не захватил; кроме того, существует интернет'.

Действительно, российский интернет (Рунет) - сектор необычайно динамичный и бурно развивающийся. В настоящее время интернетом регулярно пользуются 15 миллионов россиян (10% населения страны), однако в последние несколько лет количество таких пользователей в России увеличивается на 50% в год. Другими словами, все больше россиян получает доступ к неподцензурным новостям и комментариям - и возможность обсудить друг с другом вопрос о том, куда движется страна.

Россияне протестуют против реформы социальных льгот - в январе на улицы 70 российских городов вышли сотни тысяч демонстрантов. По этому вопросу, даже, несмотря на ограничения, установленные Кремлем, до сих пор идут оживленные дебаты. Учитывая все это, стоит лишний раз подумать, прежде чем, походя, списывать Россию со счетов как государство, бесповоротно скатившееся к тирании.

Николас К. Гвоздев - ответственный редактор 'National Interest'

____________________________________________________________

Избранные сочинения Николаса Гвоздева на ИноСМИ.Ru:

Кто бы ни победил в Киеве, нам ему надо помогать ("The International Herald Tribune", США)

Россия может отравиться путинским лекарством ("The Financial Times", Великобритания)

Противоречивая ситуация в России ("United Press International", США)

Дилемма мусульманского мира ("The Washington Times", США)

Путин устраивает чистку ("National Review", США)

Грузия - проверка реальностью ("The Washington Times", США)

Настроения в Москве ("In The National Interest", США), вместе с Дмитрием Саймсом

_________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Вацлав Гавел: 'Необходимо задать г-ну Путину несколько неудобных вопросов' ("Le Monde", Франция)

Когда-то могущественный Путин сегодня выглядит уязвимым ("The Daily Telegraph", Великобритания)

Бессмысленная встреча ("Friesch Dagblad", Голландия)

Сблизить Буша и Путина может Сибирь ("Reformatorisch Dagblad", Голландия)

Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)

'Осадный менталитет' Кремля ("Center for Strategic and International Studies", США)

Перед Братиславой ("The Washington Post", США)

Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)

Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)

Многоликий Путин ("Newsweek", США)

'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)

Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)

Буш-младший намерен пожурить Путина за откат от демократии ("The New York Times", США)

Дружба с Путиным проходит серьезное испытание ("Der Standard", Австрия)

В интересах Путина Буш ставит дипломатию выше демократии ("The Times", Великобритания)

Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)

Буш и Путин: признаки напряженности в отношениях ("Business Week", США)

Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)

Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)

Демократия в России ("The Weekly Standard", США)

Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)

Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)