Если, затрагивая вопрос о свободе речи, президент Буш (George W. Bush) рассчитывал на поддержку российских репортеров, он плохо знает кремлевских журналистов.
'Что значит отсутствие свободы? - возразил вчера Бушу один российский корреспондент на совместной пресс-конференции американского президента с его российским коллегой Владимиром Путиным. - Наши региональные и национальные СМИ часто критикуют правительственные институты'.
Буш, казалось, удивился. 'Конечно, если вы представитель российской прессы, вам кажется, что пресса свободна, - ответил он. - Вам так кажется? Это хорошо'. И добавил: 'Это весьма интересное замечание для тех из нас, кто не живет в России'.
Этот обмен репликами говорит о состоянии свобод в России больше, чем кажется на первый взгляд. Хотя Путин, как и Буш, путешествует по миру с целым журналистским контингентом, кремлевские репортеры - тщательно отобраны, большинство из них работают на государство, а других выбрали за верность кремлевским правилам игры. Подходящие вопросы часто подсказываются. Неприятные вопросы не разрешены. А тот, кто нарушит правила, покинет команду.
Кремлевские журналисты, как и многие институты в России, имеют внешние признаки западного плюралистического общества, но действуют по другим законам. Это часть понятия, которое Лилия Шевцова из Московского центра Карнеги называет 'иллюзией демократии'. Телеканалы транслируют выпуски новостей с замысловатой графикой, но сценариями, одобренными Кремлем. Выборы проводятся, но неугодных Кремлю кандидатов часто исключают из списков. Суды ведут дела, но государство почти никогда не проигрывает. Парламент устраивает заседания, но только для того, чтобы одобрить кремлевские законопроекты.
Одним из примеров этого стало заявление Путина на пресс-конференции в защиту принятого осенью решения отменить выборы региональных губернаторов. 'Главы регионов Российской Федерации не будут назначаться президентом', - сказал он. Их кандидатуры будут утверждать 'региональные парламенты, избранные прямым тайным голосованием'. Путин сравнил это с коллегией выборщиков, избирающей президента США. 'Разве это считается недемократичным?'
Но на самом деле при новой системе Путин будет назначать губернаторов. Его кандидатов должны будут утвердить региональные законодатели, но если парламент дважды отвергнет выбор президента, он будет распущен. А что касается тайного голосования, российские губернаторы доказали свою способность добиваться желаемых результатов. Например, в некоторых регионах, возглавляемых соратниками президента, на выборах в прошлом году власти сообщили, что за Путина проголосовали 98% избирателей.
На защиту президента на вчерашней пресс-конференции в Словакии встали два журналиста из кремлевской команды. Один из них - Андрей Колесников, корреспондент деловой газеты 'Коммерсант', принадлежащей критику Путина Борису Березовскому. Но Колесников совсем недавно выпустил две книги о своей работе кремлевским журналистом, которые понравились Кремлю.
Колесников возразил Бушу, утверждая, что 'невозможно назвать Россию или США полностью демократическими' и задал американскому президенту вопрос об 'огромной власти спецслужб' в США, в результате которой 'частная жизнь граждан оказалась под контролем правительства'.
Второй журналист, не согласившийся с утверждением Буша о несвободе российских СМИ, работает в информационном агентстве 'Интерфакс', которое часто придерживается официальной линии. Он спросил Буша 'о нарушениях прав журналистов в Соединенных Штатах, о факте увольнения некоторых журналистов'.
Он не пояснил, что имеет в виду, но несколько лет назад российская пресса подробно осветила историю пары американских журналистов из безвестных СМИ, которые потеряли работу из-за критики законов, принятых Бушем после 11 сентября. Буш заметил, что когда бы журналистов в США ни увольняли, это делает не правительство.
Напротив, в России путинский Кремль использовал государственную компанию для установления контроля над единственным независимым телеканалом, НТВ. Когда изгнанные журналисты НТВ организовали новый канал, ТВ-6, государство закрыло и его. Когда они предприняли еще одну попытку, создав ТВС, путинский министр печати заменил его спортивным каналом.
Генеральный директор, назначенный на НТВ после перехода канала под контроль Кремля, позже был уволен, поскольку Путину не понравилось, как он освещал захват заложников в московском театре в 2002 году. Затем правительство разозлилось на самых независимых из оставшихся ведущих НТВ, Леонида Парфенова и Савика Шустера, и их передачи были закрыты. Программа последнего называлась 'Свобода слова'.
Предшественницу Колесникова в 'Коммерсанте', Елену Трегубову, изгнали из числа кремлевских журналистов потому что, как она говорит, она не следовала официальным указаниям. Позже она выпустила откровенную книгу, которая вызвала раздражение Кремля. Когда Парфенов взял у нее интервью для НТВ, сюжет был снят с программы после показа в восточных часовых поясах. В прошлом году, когда у двери ее квартиры взорвалась небольшая бомба, Трегубова покинула страну.
Если Буш не верит, что российская пресса сможет правильно осветить вчерашнюю пресс-конференцию, он может, по крайней мере, зайти на официальный сайт Кремля, где размещена ее запись. Вот только все заявления и ответы Буша оттуда удалены.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Познание души Путина ("The Times", Великобритания)
Путину лишь остается проглотить критику Буша("Handelsblatt", Германия)
Путин перестает улыбаться после лекции Буша о демократии ("The Independent", Великобритания)
Буш - Путин: дух холодной войны ("Le Figaro", Франция)
Братислава: Партнеры по разногласиям ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Путин отрицает возврат к тоталитаризму ("The Washington Post", США)
Братислава: Великолепный бросок ("Die Welt", Германия)
Противостоять сползанию России к авторитаризму ("The Independent", Великобритания)
Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)
Перед Братиславой ("The Washington Post", США)
Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)
Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)
Многоликий Путин ("Newsweek", США)
'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)
Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)
Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)
Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)
Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)
Демократия в России ("The Weekly Standard", США)
Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)
Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)