Бишкек, Кыргызстан - В холодном помещении заснеженного города Майк Стоун (Mike Stone) предлагает активистам оппозиции, пытающимся избавиться от автократического режима, жизненно необходимый инструмент - печатный станок, принадлежащий американскому правительству.
Бывший журналист из Ист-Молина, штат Иллинойс, Стоун ведет бизнес беспартийно. 'Мы печатаем все, что сюда приносят', - говорит он.
Но по мере возрастания напряжения перед ключевыми парламентскими выборами, назначенными на это воскресенье, цех Стоуна превратился в единственное место, выпускающее издания оппонентов давно находящегося у власти президента Аскара Акаева.
Среди последних заказов бизнесмена - руководство о разгроме диктаторов, включающее информацию о голодовках и гражданском неповиновении. Недавно ведущая оппозиционная газета 'МСН', печатаемая Стоуном, вышла с двумя фотографиями на первой странице: роскошное поместье, принадлежащее президенту, и мальчик в грязном переулке. 'Вот дом, построенный Акаевым, - кричал заголовок. - А вот мальчик, лишенный крыши над головой'.
Сделанный в Швеции станок Стоун арендует у Госдепартамента США. Неправительственная американская организация Freedom House, на которую он работает, получает основную часть бюджета на операции в Центральной Азии от американского Агентства международного развития (АМР). Когда на этой неделе киргизские коммунальные службы отключили у Стоуна электричество, посольство США предоставило ему аварийные генераторы.
Все это подчеркивает хрупкое равновесие, которое Вашингтону необходимо поддерживать в то время, как на всем постсоветском пространстве начинают шевелиться демократические движения. Чтобы не провоцировать Россию и не нарушать дипломатические нормы, США не могут открыто выступить за оппозиционные политические партии. Но они поддерживают целый ряд влиятельных неправительственных организаций, выступающих за свободу слова, правление закона и честные выборы, что практически неизбежно означает покушение на интересы старых автократических режимов.
Ставки в регионе высоки. В 2003 году мирные демонстранты в Грузии, некоторые из которых несли розы, добились отставки президента, бывшего советского министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе. Это событие получило название 'революции роз'. Два месяца назад тысячи украинцев в оранжевом захватили контроль над главной площадью Киева, протестуя против махинаций на выборах, что помогло кандидату от оппозиции Виктору Ющенко стать президентом. Теперь оппозиционеры, на этот раз в желтом, надеются, что 'бог любит троицу' и им удастся сместить Акаева.
Скорость демократических преобразований нервирует российского лидера Владимира Путина, который вчера встретился с президентом Бушем в Словакии (см. соответствующую статью). В интервью словацким СМИ Путин пожаловался на политическую нестабильность на задворках России: 'Почему одни страны и одни народы имеют такую привилегию - жить по закону и в рамках стабильности, а другие обречены на перманентную революцию?'
Кыргызстан маленькая, но стратегически расположенная страна. И у США, и у России там есть военные базы. Пятимиллионное, преимущественно мусульманское, население живет со сложными соседями - богатым нефтью Казахстаном, чей режим плохо терпит политическое несогласие, диктаторским Узбекистаном, подавляющим иностранные гуманитарные организации, и нищим Таджикистаном. Ни один из правителей региона никогда не сталкивался с настоящим соперничеством у избирательных урн.
'Кыргызстан мог бы дать надежду народам Центральной Азии', - говорит посол США в стране Стивен Янг (Stephen Young).
Удивительно, что сейчас президент Акаев предстает в роли правителя-автократа. Физик, незапятнанный связями с советским режимом, в 1990 году он стал президентом при массовой народной поддержке и уличных демонстрациях. Привлеченные его изначальной открытостью, в страну в 1990х стеклись многие неправительственные организации (их число оценивалось в 8 тысяч), развивая все, от сельского здравоохранения до гражданских институтов. Президент Акаев как-то пошутил, что, если Нидерланды - это страна тюльпанов, то Кыргызстан - страна неправительственных организаций.
Но демократический импульс его администрации начал выдыхаться в конце 1990х, когда он организовал наступление на оппозиционные СМИ и политиков. Теперь былая открытость возвращается, но уже как угроза ему самому. Акаев все больше обращается к России за политической поддержкой и недавно обвинил неназванную 'международную революционную организацию' в разжигании беспорядков, а министр иностранных дел страны предупредил о возможности 'гражданской войны', если выборы в воскресенье приведут к протестам, как на Украине.
Личную популярность Акаева сложно оценить, поскольку в стране не проводятся заслуживающие доверия соцопросы. Правительственные чиновники заявляют, что президент не автократ и по-прежнему пользуется доверием 36% населения. 'У нас неограниченная свобода слова', - сказал в одном интервью старший советник Акаева Осмонакун Ибраимов.
Предстоящие парламентские выборы очень важны. Они не только послужат предварительным индикатором президентских выборов в октябре, но и потенциально, если проправительственные партии получат как минимум 51 из 75 мест, могут позволить Акаеву баллотироваться опять. По нынешней конституции президенты могут занимать пост только два срока.
Оппозиция полагает, что президент уязвим, и тысячи протестующих вчера заблокировали главное шоссе в Китай после того, как оппозиционный кандидат был исключен из избирательного списка. В прошлом месяце сторонники Розы Отунбаевой, бывшего министра иностранных дел в правительстве Акаева, установили палатки на центральной площади столицы, когда ей не позволили выставить свою кандидатуру против дочери президента. Молодежная оппозиционная группа 'Кел-кел' ('Присоединяйся') раздала протестующим и полицейским 50 фунтов лимонов - напоминание об украинских апельсинах.
По мере того, как политическая температура поднимается, возрастает и значение финансирования от неправительственных организаций. Эдил Байсалов, открытый критик акаевского режима, возглавляет Коалицию за демократию и гражданские права с бюджетом 110 тыс. долларов в год. Средства поступают от Национального демократического института международных отношений (НДИ), вашингтонской некоммерческой организации, финансируемой американским правительством, а также от АМР. У Коалиции есть региональные отделения по всему Кыргызстану, продвигающие местное самоуправление, наблюдение за выборами и образование избирателей.
Байсалов был на Украине в качестве наблюдателя, и на его кресле в офисе висит оранжевый шарф. 'Украинский опыт сформировал меня, - говорит Байсалов, недавно выступавший в суде с объяснением своего участия в несанкционированном политическом митинге. - Я увидел, какими могут быть результаты нашей работы'. 'Кел-кел' провела свои первые заседания в офисе Коалиции и напечатала свой первый манифест в газете Байсалова.
Сотрудник НДИ рассказывает, что действия организации в Кыргызстане сосредоточены на мониторинге выборов и других демократических инициативах и являются строго непартийными.
Национальный фонд за демократию, который в этом финансовом году получил от Конгресса США 60 млн. долларов, сообщает, что решил прекратить финансирование киргизской неправительственной организации Гражданское общество против коррупции из-за ее ярко выраженного оппозиционного уклона. Общество, которое в 2003 году получило грант от фонда в размере 25 тыс. долларов, возглавляет Толекан Исмаилова, ветеран киргизских правозащитников и активист от оппозиции. В этом месяце она организовала перевод и распространение революционного руководства 1993 года, использовавшегося в Сербии, на Украине и в Грузии. Брошюра 'От диктатуры к демократии' была написана Джином Шарпом (Gene Sharp), политологом и старшим научным сотрудником института Альберта Эйнштейна в Бостоне. В ней содержатся советы по ненасильственному сопротивлению (например, 'использованию флагов и символических цветов') и гражданскому неповиновению.
За помощью в распечатке руководства, обернутого газетой, Исмаилова обратилась к Стоуну. Его печатный станок, эксплуатируемый Freedom House с ноября 2003 года, официально принадлежит бюро демократии, прав человека и труда Госдепартамента США. Он начал работать в противовес государственной печатной монополии, которая регулярно ущемляла оппозиционные газеты.
Получив новую помощь от института 'Открытое общество' американского финансиста Джорджа Сороса (George Soros), который также финансировал продвижение демократии в Грузии, Стоун устанавливает новое оборудование и надеется начать распространение материалов по всей Центральной Азии.
На станок Стоуна появилась карикатура в проправительственной газете - дядя Сэм с кузнечным молотом. Но бывший журналист, работавший в штате Виргиния, в Венгрии и Белоруссии, говорит, что решил сделать это бизнесом, а не политической благотворительностью, чтобы сохранить нейтралитет. 'Если бы мы заявились и сказали, что наша задача - наводнить страну субсидируемыми оппозиционными газетами, мы бы, вероятно, потерпели неудачу', - говорит он за черным кофе и сигаретами.
Во вторник, за пять дней до выборов, было отключено электричество. 52-летний Стоун получил письмо, сообщавшее, что его заявление на поставку электроэнергии было заполнено не полностью. Представитель Акаева отрицает причастность к этому правительства и называет отключение 'обычным техническим вопросом между двумя хозяйственными субъектами'. Теперь станок работает от генераторов, одолженных американским посольством, рассказывает Стоун.
Оппозиционные журналисты просто молятся на станок. 'Это наш единственный спаситель', - говорит Рина Приживойт, политический редактор оппозиционной газеты 'МСН', постоянно подвергающейся гонениям со стороны государства. На прошлой неделе, после того, как газета сообщила о деловых интересах президента и его семьи, Акаев обвинил ее в 'систематическом информационном терроре' и пригрозил подать в суд за клевету.
Газета говорит, что не собирается опровергать свое сообщение.
По словам одного американского чиновника, в Кыргызстане США не поддерживают какого-то конкретного кандидата или партию, только сам демократический процесс. Всемирное финансирование от АМР на продвижение 'демократии, урегулирования конфликтов и прав человека' за последние два года превысило 200 млн. долларов, по сравнению со 150 млн. долл. в год за предшествующие три года.
Кыргызстан никогда не был отдельным государством до распада Советского Союза в 1991 году. Когда-то страну населяли пастухи-кочевники и крестьяне. В 19м веке ее колонизировали русские, которые принесли с собой такие атрибуты цивилизации, как образование, здравоохранение и коммунальное хозяйство.
Американцы пришли в Кыргызстан в декабре 2001, используя Бишкек как базу для обеспечения военных операций в Афганистане. В геополитической перегруппировке после 11 сентября Россия неохотно согласилась на размещение американских солдат у своих границ. Зеленые палатки американской базы выстроились на снегу у международного аэропорта Бишкека, а киргизские подрядчики тем временем строят полустационарные общежития. Американский самолет-заправщик ежедневно летает отсюда в Афганистан, чтобы в воздухе заправлять военные самолеты США. В прошлом году русские создали здесь свою базу, что многие восприняли как попытку Москвы увеличить свое присутствие в Центральной Азии.
Недавно Акаев выразил возмущение тем, что Запад 'унижает' Кыргызстан, пытаясь учить его демократии. Советники президента говорят, что он обеспокоен деятельностью неправительственных организаций в стране. 'Это большая сеть, работающая на американские средства, - говорит Валентин Богатырев, советник Акаева. - Это огромный ресурс для оппозиции, который может быть использован в любой момент'.
Семья и соратники Акаева вовлечены во многие сектора киргизской экономики, что вызывает растущее недовольство населения. В современном офисе предвыборного штаба, оборудованном компьютерами и украшенном киргизскими настенными коврами, Бермет Акаева, 32-летняя дочь президента и кандидат в парламент, отмахивается от разговора о контроле ее семьи над страной. 'Нет причин говорить о монополизации власти или бизнеса' Акаевыми, утверждает она.
Недавно Акаева выступала перед студентами. На вопрос, почему она баллотируется в парламент, она ответила, что решила заняться политикой, чтобы 'дело жизни моего отца не исчезло'. Сын Акаева, Айдар, и сын нынешнего премьер-министра также выставили свои кандидатуры.
Последние несколько лет Акаев подавлял политическую оппозицию и СМИ. В 2000, накануне парламентских и президентских выборов, киргизские власти арестовали Феликса Кулова, бывшего главу спецслужб и мэра Бишкека, чья популярность начинала превращаться в угрозу для Акаева. Кулов по-прежнему находится в тюрьме по обвинению в коррупции. В США и Европе его считают политическим заключенным.
Единственный независимый телеканал 'Пирамида' в прошлом году под давлением со стороны правительства был вынужден замолчать. Его влиятельная информационная программа 'Наше время', финансируемая Национальным демократическим институтом и часто приглашавшая оппозиционных политиков, была закрыта.
Ни одни из предыдущих выборов в Кыргызстане не были названы свободными и справедливыми международными обозревателями. На этот раз США оплатили приобретение несмываемых чернил, чтобы помечать руки избирателей и таким образом предотвратить серийное голосование. В день выборов по всей стране рассеются сонмы международных наблюдателей. Отунбаева занята организацией опросов на выходе избирательных участков, которые на Украине сыграли чрезвычайно важную роль в привлечении внимания общественности к махинациям.
Поскольку в стране нет независимых телеканалов для трансляции этих опросов, Отунбаева решила обратиться на радио 'Свобода', финансируемое американским Конгрессом и располагающееся в Праге. Однако вчера киргизская служба радио практически замолчала. По словам сотрудников, им сообщили, что правительство планирует продать государственные частоты, на которых вещает 'Свобода', и что аукцион может продлиться до 10 марта.
В написании статьи участвовал московский корреспондент WSJ Грег Уайт (Greg White).