Неудачный момент в целом успешного турне президента Буша по Европе наступил во время состоявшейся в четверг его совместной с Путиным пресс-конференции. Только что закончив дискуссию с Путиным за закрытыми дверями, Буш заявил, что поднял во время встречи такие вопросы, как главенство закона, свобода печати и уважение к политической оппозиции, но в то же время фактически одобрил то, как Путин обращается со страной, 'находящейся на этапе перемен'. Похвалив российского руководителя как человека, который верен своему слову, Буш заявил, что 'самым главным заявлением было заявление президента, в котором он объявил о своей полной поддержке демократии в России'.
Но проблема состоит в том - и Бушу это должно быть известно, что на деле происходит прямо противоположное. События показывают, что Путин остановил продвижение России к демократии почти по всем направлениям, одновременно с этим последовательно искажая происходящее. Четверг не был исключением: Путин грубо исказил суть отмены демократических выборов российских губернаторов - даже стоя рядом с Бушем. А затем последовал абсурдный спектакль, когда подобранные Кремлем журналисты начали читать американскому президенту лекцию о якобы имеющей место в России свободе прессы и заявлять, что настоящая проблема с этим - у США. 'Вы считаете, что пресса свободна, - доверчиво ответил Буш, - что ж, это интересно... Очень интересно послушать такое любопытное наблюдение тем из нас, кто не живет в России'.
Если говорить о положительной стороне такой оплошности, можно сказать, что Буш дипломатично старался избежать публичного скандала с известным своей колючестью российским лидером после недельного визита, в ходе которого он твердо заявлял о своем намерении заниматься проблемами демократии в России во время второго президентского срока. В понедельник в Брюсселе Буш заявил, что 'Соединенные Штаты и все европейские страны должны поставить демократические реформы во главу угла своего диалога с Россией'. Во вторник Буш встретился с новым президентом Украины Виктором Ющенко, который едва выжил после отравления, произошедшего во время грубой попытки Путина предотвратить его демократическое избрание. Незадолго до встречи с Путиным в словацкой Братиславе Буш обратился к бывшим и нынешним борцам за свободу Восточной Европы и призвал к распространению демократических перемен в Молдавии и Белоруссии - двух европейских государствах, в которых Россия хочет установить свое диктаторское влияние. Хотя немногое известно о их встрече с глазу на глаз, Буш публично дал понять Путину одну важную вещь: что Россия не сможет 'добиваться успехов как европейское государство, если она вновь не подтвердит свою приверженность демократии и нормам права'.
У Соединенных Штатов есть практический интерес в деле сотрудничества с Россией по таким вопросам, как распространение ядерного оружия и программа создания ядерного оружия Ирана и Северной Кореи. Поэтому у Буша были веские основания избегать разрыва с лидером, который сконцентрировал политическую власть в собственных руках и скорее всего, останется у власти по крайней мере до 2008 года. Однако не следовало давать понять Путину, что его заявления о приверженности демократии будут приняты за чистую монету, даже если действительность говорит об обратном. Лучше сказать правду, как это сделал в тот же день в Москве бывший российский премьер-министр Михаил Касьянов. 'Вектор движения изменился, - заявил он о политических событиях в России, - это неправильный вектор. Страна идет по неправильному пути'.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Прохладный мир ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Откровенный разговор об отходе от демократии в России ("The Economist", Великобритания)
Буш и Путин: Быстрая кончина дружбы ("Stern", Германия)
Урок учителя Буша ученику Путину ("Le Temps", Швейцария)
Партнер Россия ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин обыгрывает Буша. Или. . . нет? ("New York Post", США)
Задушевные друзья? Вряд ли ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
'Правильный подход к Кремлю - европейский' ("Corriere Della Sera", Италия)
Решительность в отношении России ("The Washington Times", США)
Путин выглядел униженным рядом с Бушем ("United Press International", США)
Буш-Путин: Справедливая критика ("The Guardian", Великобритания)
Познание души Путина ("The Times", Великобритания)
Путину лишь остается проглотить критику Буша("Handelsblatt", Германия)
Путин перестает улыбаться после лекции Буша о демократии ("The Independent", Великобритания)
Буш - Путин: дух холодной войны ("Le Figaro", Франция)
Братислава: Партнеры по разногласиям ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Путин отрицает возврат к тоталитаризму ("The Washington Post", США)
Братислава: Великолепный бросок ("Die Welt", Германия)
Противостоять сползанию России к авторитаризму ("The Independent", Великобритания)
Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)
Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)
Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)
Многоликий Путин ("Newsweek", США)
'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)
Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)
Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)
Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)
Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)
Демократия в России ("The Weekly Standard", США)
Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)
Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)