Номер за 28 февраля. В ближайшее время Джордж Буш-младший (George W. Bush) не объединит снова Словению и Словакию. Почти 4 года назад американский президент пристально заглянул в глаза Владимира Путина в этой маленькой альпийской республике (которая названа первой) и нашел - или так ему показалось - родственную душу. Когда в прошлый четверг в средневековом замке на реке Дунай г-н Буш встречался с российским президентом, атмосфера была явственно прохладной.
Былые показные проявления исчезли из их взаимоотношений - причем сразу же. Сегодняшний президент США заявляет, что больше не станет делать вид, будто не замечает, что лидер в Кремле топчет политические свободы. Новые условия их взаимоотношений были изложены за 3 дня до встречи в Братиславе. "Будущее России лежит в семье Европы и трансатлантического сообщества, - сказал президент США в Брюсселе в понедельник, начиная свое 4-дневное турне по Европе. - Но для того чтобы Россия добилась прогресса как европейская страна, российское правительство должно снова подтвердить свою приверженность демократии и главенству закона".
Так называемые "реалисты" Америки, которым вторили лидеры Германии и Франции, были ошеломлены недавней дозой "жесткой любви" г-на Буша к его "другу" Владимиру. Как по сигналу, российские официальные лица завопили о "вмешательстве во внутренние дела". Г-н Путин раздражительно отметил, что демократия в Америке тоже не совершенна, но попытался показать, что не принял близко к сердцу "конструктивные и дружественные" (говоря словами президента США) беседы в словацкой столице.
Реалистам нужно воспринимать все, как есть: честная, даже доходящая до жесткости в своей честности политика отвечает наилучшим интересам как Америки, так и России. Г-н Путин говорит, что хочет, чтобы Россия сблизилась с Западом, и что это он стучится в двери. На прошлой неделе г-н Буш, наконец, четко заявил, какого рода Россия может быть принята в (западный) клуб.
Американские выражения озабоченности в связи с недавним сползанием к авторитаризму сами по себе не представляют собой политического курса. Но новый тон - sine qua non (обязательное, непременное условие, лат.) серьезной стратегии, которая провозглашает долгосрочное видение Западом России и всего региона. Любой другой подход, не в последнюю очередь молчание, является моральным и стратегическим банкротством и подрывает другие, весьма реальные цели США. Не говоря об очевидном обвинении в лицемерии - почему демократия в Египте, но не в России - прежний мягкий курс в отношении Москвы посылал самый плохой из всех возможных сигналов миллионам свободолюбивых людей в регионе, включая и в России.
Поддержка неправительственных организаций и развитие соперничающих политических партий на Балканах и в бывшем СССО уже дали большие дивиденды. США и Европейскому союзу (ЕС) сейчас нужно обеспечить, чтобы Украина и Грузия успешно завершили переход к демократии, опираясь на свободные рынки и главенство закона. Эти страны являются моделью для России и других бывших советских республик. Москва должна также иметь в виду, что за любое вмешательство в этих странах ей придется заплатить неприемлемую цену.
Большая часть Европы освобождена, но эта работа остается незавершенной. Последний тиран этого континента правит в Белоруссии при поддержке г-на Путина, "образец (российского) союзника, говоря словами кремлевского консультанта Глеба Павловского. Все пять среднеазиатских республик и Азербайджан управляются репрессивными режимами. Но в Киргизстане, где вчера состоялись парламентские выборы, которые нельзя назвать вполне совершенными, оппозиция пытается объединиться - а ля Украина - против президента Аскара Акаева, который отчаянно держится за власть.
Нынешнее российское правительство, несомненно, окажется трудным и станет раздражаться в ответ на любые попытки США добиваться демократизации региона. Это все не ново. Один из мифов после 11 сентября 2001 года гласит, что США добились от Кремля больших уступок. По правде, г-н Путин мирится с американскими базами в Узбекистане и Киргизстане - которые, надо добавить, являются суверенными государствами - потому, что свержение режима талибов (в Афганистане) излечило также и его самую сильную головную боль. В остальном Россия последовательно создает препятствия для США, поддерживая Саддама (Saddam) до последнего вздоха и продавая ядерные технологии иранцам.
Г-н Путин на прошлой неделе утверждал, что "обратного пути от демократии нет" Трудно поверить его словам, принимая во внимание былые свидетельства его негативного отношения к свободе прессы, политическому плюрализму и главенству закона. И все-таки Запад оказал бы россиянам - и самому себе - большую услугу, если бы заставил Путина быть верным собственным словам. Один из путей этого - оказывать на Кремль давление в пользу отмены ограничений на финансирование неправительственных организаций или выдачи разрешения на открытие независимого телевизионного канала. Недемократическая Россия, у которой полно нефтедолларов, а власть сконцентрирована в руках одного человека, представляет угрозу для всякого, в первую очередь для своих соседей, поскольку является непредсказуемой, экспансионистской и враждебной.
Стоит вспомнить, что обязательство США бороться за демократию в Европе восходит еще к доктрине Трумэна (Truman). Сегодня дальновидной политикой является расширение свободы, а не сдерживание тирании. В Европе, как и в арабском мире Америка, возможно, представляется одиноким голосом. Ну и пусть, Во время "холодной войны" некоторая часть элиты во Франции и в Германии, не говоря о других уголках планеты, тоже предпочитала "стабильность" демократии.
Одним из наивысших приоритетов в сегодняшней Европе должно стать направление и удержание России на пути к цивилизованным нормам поведения. Г-н Буш, наконец, внес прямоту в свои взаимоотношения с российским лидером. Внешнеполитический истеблишмент, быть может, пришел в ужас от его дерзости, однако будущие сахаровы, валенсы (Walesas) и гавелы (Havels), безусловно, будут благодарны.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Прохладный мир ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Откровенный разговор об отходе от демократии в России ("The Economist", Великобритания)
Буш и Путин: Быстрая кончина дружбы ("Stern", Германия)
Урок учителя Буша ученику Путину ("Le Temps", Швейцария)
Партнер Россия ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин обыгрывает Буша. Или. . . нет? ("New York Post", США)
Задушевные друзья? Вряд ли ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
'Правильный подход к Кремлю - европейский' ("Corriere Della Sera", Италия)
Решительность в отношении России ("The Washington Times", США)
Путин выглядел униженным рядом с Бушем ("United Press International", США)
Буш-Путин: Справедливая критика ("The Guardian", Великобритания)
Познание души Путина ("The Times", Великобритания)
Путину лишь остается проглотить критику Буша("Handelsblatt", Германия)
Путин перестает улыбаться после лекции Буша о демократии ("The Independent", Великобритания)
Буш - Путин: дух холодной войны ("Le Figaro", Франция)
Братислава: Партнеры по разногласиям ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Путин отрицает возврат к тоталитаризму ("The Washington Post", США)
Братислава: Великолепный бросок ("Die Welt", Германия)
Противостоять сползанию России к авторитаризму ("The Independent", Великобритания)
Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)
Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)
Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)
Многоликий Путин ("Newsweek", США)
'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)
Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)
Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)
Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)
Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)
Демократия в России ("The Weekly Standard", США)
Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)
Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)