Российский нефтяной концерн не получит кредиторской защиты в США. Ведущая данное дело в Хьюстоне (Техас) судья Летиция Кларк (Leticia Clark) обосновывает прекращение расследования, ссылаясь на то, что концерн, дескать, представлен в США в недостаточной мере, что, мол, его экономическая деятельность осуществлялась главным образом в России.
Это в принципе сомнительно. Передача экономической деятельности под юрисдикцию другого государства, где соответствующая фирма тоже активно работает, создает правовую неуверенность в стране, в которой она главным образом осуществляет свою деятельность.
Однако правление ЮКОСа энергично отрицает то, что для ЮКОСа и других компаний в России существует правовая безопасность. Это показывает принудительная продажа на аукционе дочерней фирмы 'Юганскнефтегаз' с целью компенсации странных своими громадными размерами долгов по налогам. Против произвола находящихся в зависимости от государственной власти, а значит, несвободных, судебных органов, действительно дома нет никакой защиты. Суды являются практически органами вертикали власти.
Проблема в результате возвращается в Россию. Интеграция в мировую экономику и скорый прием в ВТО, на что там надеются, предполагают наличие правовой безопасности. В деле ЮКОСа существует иная безопасность: она заключается в обеспечении реализации политической воли власти, направленной на сохранение всей полноты контроля над важнейшими статьями экспорта.