Пока еще рано выносить однозначное суждение о том, что именно представляют собой последние шаги российского президента Владимира Путина, вызвавшие столь неоднозначную реакцию, например, его решение о продаже оружия Сирии или усиление репрессий против инакомыслящих в самой России - результат тактических разногласий с Вашингтоном или проявления общей стратегии противостояния с США. Однако подобные действия чреваты для г-на Путина серьезной опасностью: если он зайдет слишком далеко, это может привести к изоляции России от Запада. Впрочем, в ходе встречи с президентом Бушем в Братиславе в прошлый четверг он вел себя не как человек, решившийся на подобную конфронтацию. После встречи г-н Путин старался преуменьшить разногласия с г-ном Бушем и делал упор на позитивных аспектах.
В ходе саммита произошел ряд обнадеживающих событий. Обе страны договорились укреплять сотрудничество в обеспечении безопасности ядерных вооружений и материалов, чтобы они не могли попасть в руки террористов. Они подписали соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совершенствование системы реагирования на ядерные инциденты, в том числе связанные с радиоактивным заражением, и обмен опытом в области ядерной безопасности.
Кроме того, Вашингтон и Москва договорились использовать низкообогащенный уран (его, в отличие от высокообогащенного урана, труднее использовать для изготовления ядерного оружия) в качестве топлива для реакторов, которые США и Россия строят в странах третьего мира. Россия также дала заверения в том, что она не станет поставлять ядерное топливо для иранской АЭС в Бушере, если с Тегераном не будет подписано соглашение, что топливо для реактора будет поставляться только из России, а затем возвращаться обратно для окончательной утилизации. К тому же г-н Путин заявил о своей поддержке демократии и о том, что Россия никогда не вернется в тоталитарное прошлое.
Однако за этим благополучным фасадом угадывались и признаки некоторых будущих разногласий. К примеру, стороны подписали соглашение об усилении контроля над распространением переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Россия, несмотря на протесты Вашингтона и Иерусалима, намеревается продать подобные комплексы 'государству-изгою' Сирии, в связи с чем возникает возможность их передачи 'Хезболле', иракским мятежникам, или какой-либо иной террористической группировке из тех, что пользуются поддержкой Дамаска. В четверг один высокопоставленный сотрудник администрации заявил в интервью 'Washington Times', что, несмотря на соглашение о ПЗРК, Вашингтон и Москва так и не устранили разногласий относительно сделки с Сирией. 'Наша позиция заключается в том, что любые поставки комплексов подобного типа - зенитно-ракетных комплексов - в нынешней обстановке приведут к дестабилизации', - заметил этот чиновник. Кроме того, несмотря на оптимистичные заявления о результатах саммита, у сторон сохраняются серьезные расхождения по вопросу о соблюдении Москвой прав человека и демократии в России.
Внешне встреча г-на Буша с г-ном Путиным выглядит успешной - тем самым она сильно напоминает его предыдущие беседы с президентом Франции Жаком Шираком и германским канцлером Герхардом Шредером. Кроме того, в ходе поездки в Европу г-н Буш добился и реальных успехов, заручившись, в частности, обещаниями европейцев оказывать более активную поддержку США в Ираке. В то же время поездка президента стала и отрезвляющим напоминанием о трудностях, что ждут нас впереди.
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Прохладный мир ("Le Nouvel Observateur", Франция)
Откровенный разговор об отходе от демократии в России ("The Economist", Великобритания)
Буш и Путин: Быстрая кончина дружбы ("Stern", Германия)
Урок учителя Буша ученику Путину ("Le Temps", Швейцария)
Партнер Россия ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Путин обыгрывает Буша. Или. . . нет? ("New York Post", США)
Задушевные друзья? Вряд ли ("Khaleej Times", Объединенные Арабские Эмираты)
'Правильный подход к Кремлю - европейский' ("Corriere Della Sera", Италия)
Решительность в отношении России ("The Washington Times", США)
Путин выглядел униженным рядом с Бушем ("United Press International", США)
Буш-Путин: Справедливая критика ("The Guardian", Великобритания)
Познание души Путина ("The Times", Великобритания)
Путину лишь остается проглотить критику Буша("Handelsblatt", Германия)
Путин перестает улыбаться после лекции Буша о демократии ("The Independent", Великобритания)
Буш - Путин: дух холодной войны ("Le Figaro", Франция)
Братислава: Партнеры по разногласиям ("Sueddeutsche Zeitung", Германия)
Путин отрицает возврат к тоталитаризму ("The Washington Post", США)
Братислава: Великолепный бросок ("Die Welt", Германия)
Противостоять сползанию России к авторитаризму ("The Independent", Великобритания)
Что еще ждет Путина? ("Nederlands Dagblad", Голландия)
Арсеналы тирании ("The Washington Times", США)
Гнев Путина: 'Они хотят изолировать нас' ("La Repubblica", Италия)
Многоликий Путин ("Newsweek", США)
'Апельсинчики - не мед' для Владимира Путина ("The Times", Великобритания)
Как разгадать 'загадочного Путина' ("U.S.News", США)
Как нужно вести дела с Путиным ("The Weekly Standard", США)
Оставьте в покое Путина! ("The Wall Street Journal", США)
Если Россия и представляет собой опасность, то из-за своей слабости ("NRC Handelsblad", Голландия)
Демократия в России ("The Weekly Standard", США)
Россия: От доктрины Синатры к доктрине Путина ("Spiegel", Германия)
Майкл Макфол: Истинные друзья и враги России ("The Moscow Times", Россия)