Один из принципов, на которых держится всеобщий мир, состоит в подержании напряженности на уровне, необходимом для продолжения переговоров и диалога. В этом смысле встреча, которая состоялась в минувший четверг в Словакии между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным, была показательной.
США и Россия уже не сосуществуют по правилам вооруженного мира, который доминировал во времена 'холодной войны'. В постсоветский период западные державы прежде всего старались не допустить, чтобы новая русская диктатура, на этот раз уже некоммунистическая, использовала свой мощный ядерный потенциал в качестве инструмента для внешнего давления.
Путин уже проявил себя политиком с авторитарными наклонностями. Он вводит жесткий контроль над средствами массовой информации, и уже запугал рыночную экономику вмешательством, проведенным в отношении финансового и энергетического конгломерата 'ЮКОС'. В прошлом году он отменил прямые выборы губернаторов.
Прекрасно зная детали этой негативной картины, Буш избежал конфронтации. Американская дипломатия придерживается идеи не подрывать мосты, связывающие ее с Москвой. Вашингтон теперь будет продолжать оказывать поддержку кандидатуры России по вступлению во Всемирную Торговую Организацию, а также делать вид, что разделяет российский тезис о том, что зверства в Чечне против гражданского населения вписываются в рамки стратегии борьбы с терроризмом.
Точно также во имя прагматизма Буш в выступлении для прессы не увязал соглашение, существующее между двумя странами об опасности распространения ядерной технологии с поставками Россией ядерных реакторов Ирану, атомную программу которого с недоверием воспринимают в США.
Ввиду всего изложенного, Путину не пришлось занимать в Словакии оборонительную позицию. Буш, который сейчас пытается представить себя более чувствительным к правилам дипломатической игры, выполнил свою примирительную роль.