Инвесторы знают, что Россия использует коварные и хитрые способы их завлечения, сначала подавая им большие надежды, а потом разбивая их в пух и прах. 2004 год не сильно изменил это широко бытующее мнение. В период с января по апрель прошлого года главный российский индекс - РТС - вырос на 30 процентов, но после этого почти полностью сдал завоеванные позиции. Похоже, что все это является отражением общего разочарования действиями Путина в ситуации с ЮКОСом и его отходом от своих либеральных экономических советников. Кремль под прикрытием взыскания налоговой задолженности захватил главную добывающую компанию ЮКОСа. Это вызывает уныние.
Однако вредные испарения часто заслоняют перспективу. В дополнение к росту цен на нефть Россия получает и другие хорошие новости, включая рост производительности на крупных предприятиях и бурное развитие строительного рынка. Добыча нефти должна и далее увеличиваться. Россия имеет один из самых низких среди развивающихся стран коэффициент курса акций при семикратном увеличении доходов от них (по оценкам на 2005 год).
Как в этих условиях добиться успеха? Спросите финансистов из московской фирмы Prosperity Capital Management, имеющей капитал в 500 миллионов долларов, в основном в акциях шведских и американских компаний. Флагман фирмы - фонд Russian Prosperity, в настоящее время распоряжающийся 220 миллионами долларов, начал свою работу в 1996 году и имеет 70 процентов акций, которые относятся к российским 'голубым фишкам'. Она по своим показателям уступает РТС (в том числе, по показателям прошлого года, когда фирма не могла избежать ущерба, вызванного закатом ЮКОСа). Комиссионные фонд тоже берет немалые: взимаемая им премия составляет до 2 процентов, плюс к этому ежегодная комиссия за управление средствами в 2,5 процента. Тем не менее, если бы вы девять лет назад вложили в воображаемый индекс РТС 10 000 долларов, сегодня у вас было бы 35 000, в то время как в фонде Russian Prosperity вы получили бы 58 000 долларов.
Главный референт по инвестициям, 27-летний Александр Бранис и его полностью российский персонал используют ортодоксальные подходы к стоимости и активные подходы к своим инвестициям. Все находящиеся у них в портфеле компании, включающие нефтяные, энергетические, телекоммуникационные, и фирмы по продаже товаров широкого спроса, уже приватизированы или находятся в процессе приватизации.
Но переходный этап, на котором находятся данные компании, означает, что менеджеры Prosperity не могут сидеть сложа руки и просто стричь купоны. Они входят в состав советов директоров многих таких компаний, и когда нарушаются их права как акционеров, они вызывают эти компании, в том числе, и контролируемые олигархами, в суд. 'Важно постараться предъявить иск', - говорит Бранис.
Фонд Prosperity был основан двумя русскоговорящими шведами, Матиасом Уэстманом и Полом Линдером-Энгстремом, которые работают как в Лондоне, так и в Москве. Оба работали в середине 90-х годов в российском финансовом секторе.
Позиция фирмы может выглядеть как донкихотство. Даже сторонние наблюдатели слышали рассказы о кражах капиталов. В 2001 году фонд Prosperity призвал к суду гигантскую нефтяную компанию 'Сургутнефтегаз', которая входит в первую десятку фонда по объему приобретенных акций, за недоплату дивидендов. Менеджеры Prosperity рассчитали, что 'Сургутнефтегаз' на долю которого приходится 13 процентов добываемой в России нефти, приуменьшал свои доходы, чтобы не выплачивать значительных дивидендов. Проиграв дело в суде Сибири, где находится производственная база 'Сургутнефтегаза', фонд обратился в московский арбитражный суд и снова проиграл. Однако это дело вызвало общенациональную дискуссию по вопросу о выплате дивидендов, и в 2003 году Государственная Дума приняла закон в отношении дивидендов 'Сургутнефтегаза'. Компания согласилась начать выплату дивидендов, хотя и не за прошедшие периоды. Но за последние два года цена акций 'Сургутнефтегаза' более чем удвоилась.
Тем не менее, Prosperity одерживает и совершенно определенные победы. Одна из последних - результат битвы за дивиденды с TNK-BP. Это нефтедобывающее предприятие, сформированное в 2003 году, когда British Petroleum купила контрольный пакет акций холдинговой компании, контролировавшей 93 процента ТНК, у Alfa/Access/Renova (которую контролировали олигархи Виктор Вексельберг, Леонид Блаватник и Михаил Фридман). Менеджер Prosperity 32-летний Иван Мазалов был выдвинут в члены правления TNK-BP, но не набрал достаточного количества голосов. Компания производит 1,4 миллиона баррелей нефти в день, или одну треть всего объема добычи British Petroleum. Мазалов говорит, что в этом году она станет крупнейшим в России нефтедобытчиком.
По заявлению Prosperity , TNK-BP недодала миноритарным акционерам 200 миллионов долларов в дивидендах. 14 января фонд одержал своего рода победу, когда British Petroleum согласилась обратить меньшую долю в акции в новой российской компании с корпоративным управлением и обязательствами по выплате дивидендов. Мазалов говорит об этом с некоторой гордостью: 'Мы их достали'.