Людмила Нарусова была супругой популярного мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, умершего в начале 2000 года. В 90 годы, в период, когда Собчак был мэром, началась политическая карьера бывшего сотрудника КГБ Владимира Путина. С 2002 года Нарусова является членом Совета Федерации (верхняя палата парламента) и представляет там сибирскую Республику Тува.
Die Presse: На Западе существует большая озабоченность, что Россия движется в обратном от демократии направлении. Что скажете Вы: действительно ли Россия идет к автократии?
Нарусова: В России в настоящее время в самом разгаре война: война против терроризма. В этой ситуации, чтобы отвечать на вызовы терроризма, просто необходима жесткая рука. Однако это означает не отступление от демократии, а строгую дисциплину. Но это ни в коей мере нельзя приравнивать к автократии или даже к тоталитаризму.
Die Presse: Вы уже давно знаете президента Владимира Путина, в 90 годы он был ближайшим сотрудником Вашего умершего супруга, мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Скажите честно, Вы считаете Путина демократом?
Нарусова: Он, без всяких сомнений, демократ. Но он также великий, ярко выраженный русский патриот. Один пример: во время путча в августе 1991 года Путин как раз находился в отпуске, в гостях в семье его жены в Калининграде. Путин в то время был еще сотрудником советской спецслужбы КГБ, а движущей силой этого путча был тогдашний глава КГБ Владимир Крючков.
Но Путин прервал отпуск и отправился в Санкт-Петербург, тогда еще Ленинград, и встал на сторону моего мужа Анатолия Собчака. Это, по моему мнению, очень хорошо говорит о менталитете Путина.
Die Presse: С начала этого года вместе с социальным протестом населения снизилась популярность президента Путина. Могут ли подобные протесты быть опасными для него в политическом плане?
Нарусова: Опасными - нет, но протесты были очень серьезным сигналом для президента. Путин соответствующим образом отреагировал и обязал принять меры правительство и парламент, недостаточно подготовившие реализацию социальных реформ. В целом я считаю это хорошим примером того, что демократия в России функционирует: закон не подходит для части граждан, выступивших с протестом против него и тем самым подавших сигнал руководству. Последнее затем обязано привести закон в соответствие с желаниями людей, которых он коснулся. В этом я вижу нормальный демократический процесс.
Die Presse: Другой стороной медали является то, что система социальных льгот, созданная еще в советские времена, не соответствует современной рыночной экономике.
Нарусова: Менталитет населения старшего возраста в России все еще несет на себе советский отпечаток. Оно привыкло к привилегиям, которые обеспечивало бывшее советское государство. Но сегодня существует необходимость приведения старой системы привилегий в соответствие с новыми экономическими условиями.
Die Presse: Оппозиция видит это иначе.
Нарусова: Оппозиция бесстыдно превратила протесты в инструмент, чтобы навредить президенту Путину. Я считаю это безнравственным.