1 марта 2005 года. Представьте себе мир, где Россия и Европейский союз (ЕС) в составе 25 стран, Россия и Китай, а также ЕС и Китай все находят больше общего между собой, нежели с Соединенными Штатами Америки. Такого представить себе нельзя, говорите вы, и это правильно. Но семена антиамериканской антанты (entente - дружеское соглашение между группой государств - прим. пер.) такого рода были посеяны в Европе на прошлой неделе.
В Брюсселе президент Джордж Буш-младший (George W. Bush) заявил троице из ЕС - Франции, Великобритании и Германии - что на них возлагается ответственность за подавление ядерных амбиций Ирана, и что Соединенные Штаты не станут вести прямые переговоры с тоталитарным теократическим режимом в Тегеране. Троица из ЕС считала позицию США абсурдной до прибытия в Европу Буша, и эта оценка осталась прежней после того, как он отбыл восвояси.
Европейцы доказывают - и в этом есть доля правды - что у них нет такого веса, чтобы даже с помощью экономических санкций изменить умонастроения в Иране. Но США по-прежнему настаивают, что не могут легитимизировать иранских священнослужителей, начав переговоры с ними лицом к лицу, не говоря уже о том, чтобы предложить им пакт о ненападении в обмен на уважение договора о нераспространении ядерного оружия, который они подписали и ратифицировали.
Россия между тем говорит, что удовлетворена тем, что муллы не играют с ядерным огнем, и поэтому она будет и дальше помогать осуществлению мирной программы Ирана в области атомной энергетики. Вот вам и одно очко в пользу сближения между ЕС и Россией в вопросе Ирана.
Дальше следует план ЕС в июне отменить существующее 15 лет эмбарго против Китая. Г-н Буш сказал, что это стало бы ошибкой, но что он не станет высказывать своего отношения к этому вопросу, пока не увидит обещанный новый режим ЕС, который будет тщательно регулировать продажу Китаю несмертоносной военной техники и имущества. До настоящего времени члены ЕС продавали Китаю в основном все, что им удавалось продать, не рискуя быть обвиненными в нарушении эмбарго на продажу оружия. Германия, например, продала Китаю дизельные двигатели для его подводных лодок. Эта продажа была разрешена на том смехотворном основании, что эти двигатели широко применяются в гражданских целях во всем мире.
Нравится вам это или нет, говорят европейцы, но Китай в обозримом будущем станет сверхдержавой. Хотя положение с правами человека в Китае все еще остается неудовлетворительным, оно существенно улучшилось с тех пор, как 4 июня 1989 года имела место резня на площади Тяньаньмынь. Китайское правительство не притесняет никого, кто хочет сделать себе состояние в бизнесе, если только эти люди не суют свой нос в политику. И Китай стал глобальным экономическим бегемотом. Нет сомнений в том, что Китай использует некоторую часть своих 200 млрд. долл., вложенных в бумаги министерства финансов США, для того чтобы купить необходимые средства и стать достаточно сильным и способным одолеть Тайвань в случае решительного военного противостояния.
Последний крупный кризис между Китаем и тем, что он считает своей мятежной провинцией, случился в 1996 году, когда президентом США был Клинтон (Clinton). Когда китайские ракеты градом стали падать в море рядом с о. Тайвань, г-н Клинтон незамедлительно отправил в этот регион два авианосца. Сегодня, говорят органы оперативного планирования в Пентагоне, авианосцы не смогли бы напугать Пекин так сильно, как напугали тогда. У Китая сейчас есть новейшие российские торпеды для подводных лодок, которые способны обойти вокруг авианосца, атаковать его с кормы и уничтожить его гигантские гребные винты.
Китайцы хотят от европейской оборонной промышленности электронику для систем разведки, наблюдения, связи и боевого управления, чтобы достигнуть той степени контроля на поле боя, которая была у США в Афганистане и Ираке. Г-н Буш, быть может, захочет "не заметить" этого, чтобы не ссориться с ЕС. Но конгресс США уже подает тревожные сигналы.
Недавно палата представителей конгресса США большинством в 411 голосов против 3 предостерегла ЕС, что, если он отменит эмбарго на продажу оружия Китаю, США прекратят передачу Европе новых технологий. Вскоре этому примеру последует и сенат. Европейцы сейчас подготавливают перечень переданных Китаю американских "гражданских" технологий, которые, по их словам, добавили мускулов китайским вооруженным силам. Вот вам одно очко в пользу сближения между ЕС и Китаем.
Статистическому управлению США только еще предстоит сообразить, что 6,7% оборонного импорта Китая поступает из США и только 2,7% - из Европы. Автомобили " Humvee" в массовом порядке производятся в Китае для Народно-Освободительной Армии Китая (НОАК). Двигатели фирмы "Rolls Royce" стоят на некоторых китайских истребителях-бомбардировщиках. Большую часть китайского рынка военной продукции стоимостью 15 млрд. долл. оккупирует Россия.
На третьем фронте - дефицит демократии в России - возобладали более холодные головы, надо думать, памятуя о том, что, когда в 1991 году рассыпалась советская империя, США дали новой России совет перейти на рыночную экономику и осуществлять демократическую политику. Вызванный этим хаос продолжался 10 лет. Россия лишилась 200 млрд. долл., которые были переведены на зарубежные банковские счета нового класса капиталистов-разбойников. При Борисе Ельцине премьер-министры менялись, как перчатки, как это было во Франции в период после окончания второй мировой войны и вплоть до 1958 года, когда к власти возвратился генерал Шарль де Голль (Charles de Gaulle).
Де Голль избавился от колониальных владений Франции в Северной Африке и Африке южнее Сахары, избежал несколько покушений на свою жизнь, прогнал из Франции Организацию Североатлантического договора (НАТО), создал новую конституцию и возвратил Франции силы для новой жизни. За те 11 лет, что он правил Францией, он был наполовину автократом, наполовину демократом. Де Голль является ролевой моделью г-на Путина. Путин - наполовину царь, наполовину демократ. Подобно де Голлю, на шее которого висела война в Алжире, в то время составной части французской метрополии, г-н Путин имеет Чечню.
Демократия в той форме, как ее понимают в Вашингтоне, не стоит в повестке г-на Путина. Да и не может этого быть после 1000-летнего авторитарного правления, включавшего также 70 лет тоталитарного коммунизма. Сильные лидеры неизменно получают одобрение в российских опросах общественного мнения. Счет: ничья.
К счастью, г-н Путин и президент Буш вместо этого сфокусировались на выживании цивилизации - на борьбе с ядерным терроризмом. Россия все еще имеет тысячи ядерных боеприпасов (некоторые из которых по-прежнему слабо охраняются) и десятки небезопасных складов ядерных материалов. В соответствии с законом Нанна-Лугара (Nunn-Lugar), за последние 10 лет выделено 10 млрд. долл. на деятельность по предотвращению попадания российского ядерного ноу-хау в руки будущих террористов. Еще 20 млрд. долл. - половину этой суммы дают ЕС и Япония - выделено на то, чтобы завершить эту работу к 2010 году.
Директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Портер Госс (Porter J. Goss) недавно, давая показания в конгрессе, заявил, что террористы "выбирают в качестве целей для нападения ядерные объекты". Бывший сенатор-демократ от штата Джорджия Сэм Нанн (Sam Nunn) считает, что было бы чудом, если бы уже не произошло утечки. Счет: игра продолжается.