Среди многочисленных встреч президента Джорджа Буша (George Bush), состоявшихся в ходе его европейского турне, больше всего ожиданий связывалось, вне всякого сомнения, с той, что должна была пройти в столице Словакии - Братиславе. Здесь американский лидер встретился со своим российский коллегой - Владимиром Владимировичем Путиным.
Вполне очевидно, что у обеих стран есть общие интересы, затрагивающие такие вопросы, как борьба с исламским фундаментализмом, необходимость установления контроля над оружием массового поражения, которое может оказаться в руках террористических группировок, утилизация огромных арсеналов ядерного вооружения - этого наследия времен Холодной войны - и разделенная ответственность по пресечению действия каналов по перевозке наркотиков из Афганистана в Европу. Но несмотря на все обозначенные точки соприкосновения, двусторонние отношения между этими государствами переживают сегодня не лучшие времена.
Возможно, это объясняется серьезными разногласиями по другим важным вопросам. Например, в отношении той опасности, которую может представлять собой иранская ядерная программа. Или же в том, что касается некоторых неразрешенных конфликтов в таких периферийных областях России, как: Чечня, Абхазия, Приднестровье и Южная Осетия. С другой стороны, известно, что Вашингтон обеспокоен несвоевременной продажей российского оружия Сирии и Венесуэле.
Но самое большое беспокойство Соединенных Штатов вызывает непрекращающийся откат России к авторитаризму. Существуют причины полагать, что некоторые аспекты российской действительности вызывают неудовольствие Вашингтона. Среди названных аспектов можно отметить значительные злоупотребления властью органами внутренних дел и запугивания в энергетическом секторе, растущий контроль над средствами массовой информации, угрозы в адрес любого гражданина, выступающего против правления Путина, жесткая централизация власти, коснувшаяся регионального правления, оказание серьезного давления на судебную власть и отход от плюрализма.
После сделанного Бушем в начале второго срока правления инаугурационного выбора в пользу демократии, многих интересовало, каким образом американский президент поставит перед Россией вопрос о необходимости возврата на путь демократии и соблюдения гражданских свобод. Этот колючий вопрос был занесен в повестку дня, но во время встречи остался практически без внимания. Речь шла о демократии, правовом государстве и защите меньшинств. Но в голосе Буша не слышалось ноток осуждения или протеста. Как отметил американский президент, беседа была 'дружественной и конструктивной'. Да, конечно, были разногласия. В определенный момент Путин заявил, что никакого движения вспять по пути, начатому 14 лет назад, не будет. Также он отметил, что 'мы останемся верны основным принципам демократии'.
Складывается впечатление, что вопрос о демократии присутствовал в диалоге двух президентов, но занимал в нем не центральную, а, скорее, периферийную позицию. Таким образом, мишень уже обозначена, придется лишь подождать некоторое время, чтобы узнать, кто из участников соревнования одержит победу.