МОСКВА, 28 февраля 2005 г. - Согласно предварительным результатам, обнародованным в понедельник в Бишкеке, более половины избирательных кампаний за места в киргизском парламенте продолжатся во втором туре голосования, так как многие кандидаты не смогли получить абсолютное большинство голосов в воскресенье. Все это грозит одной из ключевых центрально-азиатских республик очередным периодом политической нестабильности, который продлится вплоть до 13 марта, даты проведения второго тура.
В понедельник представители Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) заявили, что воскресные парламентские выборы в Киргизстане 'не дотянули' до общепринятых международных стандартов, о чем свидетельствует сложившаяся в стране нездоровая атмосфера, подогреваемая правительственными попытками выставить кандидатов от оппозиции в качестве экстремистов и создать угрозу гражданской войны.
'Эти выборы в отличие от предыдущих содержали в себе подобие борьбы, но, к сожалению, все это было сведено на нет покупкой голосов, принудительным исключением из борьбы многих участников, вмешательством в процесс освещения выборов средствами массовой информации и чрезвычайно низким уровнем доверия к судебным и выборным институтам со стороны избирателей и самих кандидатов', - отметил Киммо Кильюнен (Kimmo Kiljunen), под началом которого находятся 200 наблюдателей, отслеживающих ход выборов в Киргизстане.
Представители ОБСЕ (55 стран-участниц) также дали отрицательную оценку и воскресным парламентским выборам в соседнем Таджикистане, которые, по их словам, 'не соответствовали' международным стандартам.
'Выборный процесс в целом стал большим разочарованием, - подчеркнул в понедельник Питер Эйчер (Peter Eicher), глава миссии международных наблюдателей ОБСЕ в Таджикистане. - Мы питали большие надежды в отношении этих выборов из-за значительного улучшения законодательной базы и участия шести политических партий и большого количества независимых кандидатов. К нашему великому сожалению, контроль над политической кампанией со стороны официальных властей был слишком силен, слишком много правительственных чиновников руководили деятельность избирательных комиссий, имело место правительственное вмешательство в работу независимых средств массовой информации'.
'Несмотря на то, что большая часть представителей избирательных комиссий работала хорошо и добросовестно исполняла свои обязанности, в огромном количестве округов выборы прошли с серьезными нарушениями', - добавил он.
Тем временем, проведя собственную проверку действительности выборов в этой части континента, наблюдатели от Содружества независимых государств (СНГ), бывших республик Советского Союза, включая Россию, не нашли сколько бы то значимых отклонений от нормы ни в Киргизстане, ни в Таджикистане.
'Наблюдатели от стран СНГ пришли к выводу, что парламентские выборы в Таджикистане соответствовали внутреннему выборному законодательству и, исходя из этого, могут быть признаны действительными, свободными и прозрачными', - заявил Владимир Рушайло, исполнительный секретарь СНГ и бывший министр внутренних дел Российской Федерации, выступая на пресс-конференции в Душанбе. Наблюдатели от СНГ в Бишкеке сделали подобное заявление.
Парламентские выборы в Киргизстане рассматриваются в качестве главного индикатора политических настроений в стране и готовности правительства мириться с деятельностью оппозиции накануне президентских выборов, которые состоятся в октябре этого года.
Президент Аскар Акаев, находящийся у власти с 1990 г., не сможет баллотироваться на выборах в связи с конституционным запретом. 'У меня никогда не было и не будет намерений менять конституцию', - заявил Акаев после воскресного голосования.
Однако некоторые противники действующего президента опасаются, что при наличии законодательного большинства в парламенте он может внести соответствующие поправки к конституции или вынести вопрос о своем переизбрании на всенародный референдум. Еще один вариант развития событий предусматривает уменьшение президентских полномочий и их передачу парламенту, где члены семьи Акаева и люди из его ближайшего окружения пользуются неограниченной властью.
В воскресенье почти 400 кандидатов, включая сына и дочь Аскара Акаева, а также двух сестер его жены, выставили свои кандидатуры в 75 одномандатных округах. Более 40 мест в киргизском парламенте предстоит разыграть во втором туре голосования. Что касается сына Аскара Акаева, то он одержал легкую победу в родном округе своего отца, а вот дочери президента, Бермет Акаевой, которая рассматривается в качестве преемницы своего отца, не повезло - ее ждет второй тур голосования после того, как она не смогла преодолеть 50-процентный рубеж.
Ключевая фигура киргизской оппозиции, Роза Отунбаева, бывший посол Киргизии в Соединенных Штатах, не смогла баллотироваться вместе с дочерью президента, так как она не проживала в стране последние пять лет.
В одном из избирательных округов, где протестующие перекрыли шоссе после того, как их кандидата исключили из парламентской гонки, 66% избирателей проголосовали против всех, требуя тем самым проведения новых выборов.
Ущемление прав кандидатов от оппозиции и правительственное вмешательство в работу независимых средств массовой информации в ходе избирательной кампании породили слухи о том, что 'липовые' выборы могут вызвать в стране народное восстание в духе недавней 'оранжевой революции' в Украине. Президент Акаев поспешил обвинить иностранных представителей в разжигании революционных настроений.
В воскресенье Министерство иностранных дел Киргизстана выступило с критикой американского посла Стивена Янга (Stephen M.Young), который в своем недавнем интервью подчеркнул, что любые затруднения, связанные с процессом становления демократии в стране, могут негативно отразиться на американо-киргизских отношениях. Представители министерства назвали заявление посла 'попыткой вмешательства во внутренние дела государства'.