Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Тарья Халонен - президент без прикрас для финнов

Она пользуется в своей стране такой популярностью, что все прочие главы государств должны были бы просто побледнеть от зависти

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Над ней охотно подшучивают в Хельсинки, словно для того, чтобы развеять легкое замешательство, ведь президент Финляндии Тарья Халонен пользуется популярностью, достойной самого всемогущего из диктаторов. Пять миллионов финнов заявили, что удовлетворены правлением своего президента на 94%! И в то же время, как же они могли ошибиться в 2000 году, не избрав эту женщину из-за ее убеждений, нетипичных для подобной должности.

Пять лет назад эта нетипичная женщина была, ко всеобщему изумлению, избрана президентом. Сегодня она пользуется в своей стране такой популярностью, что все прочие главы государств, начиная с Жака Ширака, принимавшего ее 28 февраля в Париже, должны были бы просто побледнеть от зависти.

Над ней охотно подшучивают в Хельсинки, словно для того, чтобы развеять легкое замешательство, ведь президент Финляндии Тарья Халонен, начавшая 28 февраля свой официальный визит во Францию, пользуется популярностью, достойной самого всемогущего из диктаторов. Пять миллионов финнов заявили, что удовлетворены правлением своего президента на 94%! И в то же время, как же они могли ошибиться в 2000 году, не избрав эту женщину из-за ее убеждений, нетипичных для подобной должности.

Эта шестидесятилетняя дама с крашеными хной короткими волосами и слегка суетливыми манерами не совсем вписывается в формальное убранство большого раззолоченного зала президентского дворца, расположенного в двух шагах от причалов хельсинского порта. Она одета в футболку салатового цвета и черную куртку без воротника, почти не накрашена и не носит никаких украшений. Даже новенькое обручальное кольцо.

Через несколько месяцев после того как она стала главой государства, в марте 2000 года, г-жа Халонен, долгое время остававшаяся матерью-одиночкой, отступилась от своих принципов и сочеталась законным браком с Пентти Араярви, своим старым приятелем и соседом по лестничной площадке.

Кажется, что всевозможные связанные с ее должностью обязанности не доставляют ей удовольствия. Едва закончив беседу с небольшой группой французских журналистов, она исчезает, даже не попрощавшись. . . И вовсе не из-за того, что ей чужды хорошие манеры, а потому что приличия вызывают у нее скуку. У нее есть куда более важные дела.

И все же г-жа Халонен не похожа на тех финок, про которых она говорит, что они 'запрещают себе радоваться жизни', объясняя тем самым их предрасположенность к самоубийству. Она находит время и поплавать в общественном бассейне, и позаниматься на курсах скульптуры и танца живота. . .

Несмотря на свое восхождение по политической лестнице, - она последовательно занимала посты министра социальной политики, министра сотрудничества северных стран и министра иностранных дел - эта простая женщина осталась доступной. Что отчасти объясняет ее огромную популярность. 'Она оставляет впечатление г-жи как все. Финны совсем не любят тех, кто выдает себя за того, кем на самом деле не является',- подчеркивает Антти Кокконен, возглавляющий политический отдел 'Helsingin Sanomat', главной газеты страны.

Только заняв пост президента - впервые в Финляндии на этом посту оказалась женщина - г-жа Халонен переехала из своей старой квартиры в Каллио, народном районе Хельсинки. Однако она не отказалась от пристрастия к большим бесформенным сумкам. Но вовсе не из-за своих манер, а из-за своих убеждений она чуть было не проиграла на президентских выборах 2000 года центристу Эско Ахо.

Наиболее яростные ее критики прилепили к ней этикетку 'Красной' Тарьи. Искренняя пацифистка, отъявленная феминистка, защитница всех или почти всех меньшинств, 'отступница' от лютеранской церкви (все еще не отделенной от государства), она впитала в себя многие идеалы, зародившиеся в конце 60-х годов.

Вышедшая из самой скромной среды, выросшая в Хельсинки с матерью-санитаркой и отчимом, она первая из семьи поступила в университет. Здраво рассудив, она отказалась от художественного образования в пользу юридического. Так она стала первой женщиной-юристом основного профсоюзного объединения страны SAK.

Естественно, что левые взгляды привели ее к социал-демократам. Она борется за мир и солидарность во всем мире. Став в 1979 году депутатом, г-жа Халонен продолжила свою борьбу за права меньшинств. Одно время она занимала пост председателя организации, занимающейся пропагандой гомосексуальных и транссексуальных идей. Она выступает от имени саамов (лапландцев) и финских цыган.

Со времени своего избрания в 2000 году эта женщина, славящаяся неуживчивым характером - в полном смысле этого слова, - стала понемногу сглаживать углы. Отныне она стремится стать президентом для всех финнов. Согласно Конституции страны, глава государства ни в коем случае не может вмешиваться во внутреннюю политику страны, находящуюся в ведении премьер-министра. 'Г-же Халонен не пришлось принимать решений, которые могли бы сказаться на ее популярности', - особо подчеркивает г-н Кокконен.

Зато она вовсю занимается внешней политикой. В этой области она действует в паре с центристом Матти Ванханеном. Она даже не скрывает, что настроена против вступления страны в НАТО. И большинство финнов разделяют такое мнение, ссылаясь на то, что десятилетиями выступали за политику нейтралитета, проводимую под крылышком у своего великого советского соседа. 'Как и шведы, мы по традиции стоим немного в стороне', - отстаивает свою позицию г-жа Халонен.

Тем не менее, она поощряет включение финских солдат в состав сил быстрого реагирования, которыми решил обзавестись Европейский Союз. Но только, если можно, под эгидой ООН. И все потому, что президент - горячая сторонница ООН и многосторонности. Она напомнила об этом в сентябре 2004 года, осудив США, которые в Ираке 'прибегли к силе, что несовместимо с международным правом'.

По мнению некоторых финнов, более или менее завуалированная критика президента в адрес Соединенных Штатов заходит слишком далеко. 'В долгосрочной перспективе это может обернуться против нашей страны', - сетует Юрки Катайнен, молодой глава консервативной оппозиции, который отводит г-же Халонен место в лагере 'крайних сторонников глобализации'.

Такое выражение, по сути, не должно бы быть неприятно г-же Халонен. Вместе со своим танзанийским коллегой Бенджамином Уильямом Мкапой она возглавляет международную комиссию и руководит дебатами по вопросу об установлении 'справедливого' глобализма. На этом форуме она сможет полностью высказать свою позицию , если примет решение не вступать в 2006 году в борьбу за новый президентский срок.

____________________________________________________________

Спецархив ИноСМИ.Ru

Новые загадки советско-финских войн ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Господин Путин, у нас есть вопрос! ("Voima", Финляндия)

Проблемы внешней политики Кремля ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Телефонный звонок из Москвы: успокойте свои СМИ ("Suomen Kuvalehti", Финляндия)

Путин не стал комментировать критику в адрес Финляндии ("Helsingin Sanomat")

Финляндия входит в число русофобов среди стран-членов ЕС ("Helsingin Sanomat")

Нездоровое отношение финнов к российской политике ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Финны негативно относятся к русским ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Отношение к России дает повод для самоанализа ("Helsingin Sanomat", Финляндия)

Россия - ключевая проблема для безопасности Финляндии ("Suomen Tietotoimisto")