Способствовала ли 'оранжевая революция' примирению Парижа и Варшавы? Посредничество в украинском кризисе увенчалось успехом для высшего руководства Польши, во главе с президентом Квасьневским (Kwasniewski), что заслужило 'высокую оценку' Жака Ширака (Jacques Chirac).
Польша сильна своей историей, экономическим потенциалом и демографической ситуацией, страна не скрывает своего желания занять ключевые позиции в процессе создания единой Европы. До настоящего момента страна довольно неловко пыталась найти свое место, рассчитывая, прежде всего, на Америку, чтобы усилить свои позиции в Европе. Расширение на Восток открыло перед страной новые перспективы. Будучи форпостом Европы, Варшава, кажется, находит лучший модус вивенди в отношениях со своими соседями, где демократия непрочна, еще не укоренена, где ВНП на человека не превышает 6% от среднеевропейского уровня.
Ровно за год до расширения, в основном по причинам безопасности - с целью ограничить напряженность, связанную с миграцией, ЕС нашел новую динамику, выработал более смелый подход в отношениях со своими соседями. С марта 2003 года, европейская политика соседства, которая касается также стран Средиземноморья, поставила целью 'расширить пространство стабильности и процветания'. При посредстве договоров о партнерстве и сотрудничестве - 'план действий' - эта политика дает новым соседям 'перспективу выхода на внутренний рынок ЕС'.
Польша сыграла заметную роль в создании этого документа. Вот уже много лет Варшава предлагает ряд дипломатических инициатив, чтобы нормы демократии и рыночной экономики прижились на Востоке. Польша, таким образом, стала главным лоббистом Украины, с которой она поддерживает с начала 90-х годов отношения 'стратегического партнерства'.
Сегодня Польша готова стать 'наконечником копья' в этой новой политике соседства, определенной ЕС. Граница Польши с Россией, Белоруссией и Украиной имеет протяженность в 1200 километров. Исторически Польша связана с Западной Украиной, где проживает большая польская община. По примеру Испании, начавшей процесс сотрудничества со странами средиземноморского бассейна ('процесс Барселоны'), Варшава становится адвокатом своих соседей, предупреждая ЕС об опасности превращения в 'крепость' и создания нового 'железного занавеса', увеличения экономического неравенства, что приведет к политической нестабильности на границах расширенной Европы.
Есть геополитические объяснения этому интересу к странам, расположенным восточнее реки Буг. Варшава продолжает воспринимать Россию как угрозу, если не для территориальной целостности Польши, то, по крайней мере, для ее интересов. Связать Украину - и кто знает? - саму Россию с Европой, значит - снизить риск того, что Москва будет играть дестабилизирующую роль в регионе.
В Польше убеждены, что единственное действенное средство для укрепления демократии и рыночной экономики у своих соседей - вступление в ЕС. Польша выступает сегодня за интеграцию Украины. Удастся ли убедить европейских партнеров? ЕС пока отказывается открыть дверь для вступления и, несмотря на уклон в сторону авторитаризма режима Владимира Путина, ублажает Россию, от которой зависит 15% поставок газа и нефти. В любом случае, способность Польши влиять на политику Европы - и Америки - в отношении постсоветских государств, эта способность должна позволить стране занять место, на которое она претендует.