Москва - По заявлению представителей российского газового гиганта ОАО 'Газпром', федеральные власти наконец сняли все ограничения на приобретение им государственной нефтяной компании ОАО 'Роснефть', в результате которого рука Кремля еще крепче сожмется на рычагах топливно-энергетического комплекса страны, и одновременно будут сняты барьеры на пути повышения иностранных инвестиций в суперкомпанию, которая образуется в результате слияния.
При этом представители 'Газпрома' оговариваются, что в сделке, к концу которой 'Роснефть' будет оцениваться примерно в 7 миллиардов долларов, не будет участвовать 'Юганскнефтегаз', бывшее дочернее предприятие бывшей крупнейшей нефтяной компании ОАО "ЮКОС", приобретенное 'Роснефть' в конце прошлого года после проведенного правительством аукциона, законность которого до сих пор оспаривается.
В результате слияния Кремль получит возможность снять ограничения на количество иностранных инвестиций в 'Газпром', по объемам запасов являющийся крупнейшей энергетической компанией в мире, акции которой открыто торгуются на бирже, однако существенно отстающий от своих западных конкурентов по рыночной капитализации. По условиям сделки, уровень прямых государственных вложений в 'Газпром' после ее окончания превысит 50 процентов (сейчас он составляет 39 процентов), а остальное будет отдано инвесторам.
Когда 'Роснефть' войдет в состав 'Газпрома', под контролем Кремля окажется большая часть добычи российского газа и примерно 20 процентов нефти. 'Газпром', который поставляет четверть газа, потребляемого в Европе, с недавних пор становится главной силой Кремля, через которую он забирает под свой контроль топливно-энергетический комплекс страны - важнейший фактор роста российской экономики и главный ресурс влияния Москвы на международной арене.
Примечательно, что усиление государственного контроля над добычей полезных ископаемых сопровождается резким замедлением роста ее объемов, что в прошлом году стало одной из причин повышения цен на нефть и тревоги по поводу недостаточного предложения на нефтяном рынке. Отраслевые аналитики и чиновники указывают: усиление влияния Кремля вкупе с высокими налогами, повышенными административными рисками и делом "ЮКОСа" сработали на снижение инвестиций в добычу углеводородов, что стало одним из факторов снижения темпов роста.
В последние пять лет Россия остается единственным крупным и относительно новым источником нефти в мире, имеющим возможность удовлетворять растущие бешеными темпами аппетиты Китая. Больше всего зарабатывали на этом частные компании, такие, как "ЮКОС" - более консервативные государственные предприятия не могли за ними угнаться. Однако "ЮКОСу", раздробленному на части сначала налоговой задолженностью в 28 миллиардов долларов, а затем судебным запретом на перемещение его активов и средств на его счетах, сейчас явно не до инвестиций, результатом чего и стало замедлением роста объемов добычи.
Исключение 'Юганскнефтегаза' из активов, подлежащих переходу к 'Газпрому' по условиям слияния, очевидно, имеет целью не дать подставить 'Газпром' под удар возможных судебных разбирательств в момент, когда решается вопрос его выхода на новые рынки, в первую очередь рынок США. 'Юганскнефтегаз' до сих пор остается объектом исков со стороны "ЮКОСа" и его акционеров, и "ЮКОС" пообещал инициировать подобное преследование любой компании в любой стране, принявшей решение приобрести ее активы.
Представители властей утверждают, что 'Юганскнефтегаз' войдет в состав отдельной государственной компании под руководством нынешнего главы 'Роснефти' Сергея Богданчикова. 'Роснефть' уже обсуждала вопрос продажи миноритарных пакетов акций 'Юганска' государственным нефтяным компаниям Индии и Китая. Хотя эти страны заинтересованы в получении доступа к огромным месторождениям российской нефти, поскольку их внутренний спрос на нефть растет быстрыми темпами, и западные компании относятся к ситуации с юридическим статусом 'Юганскнефтегаза' очень осторожно, пока ни о каких конкретных договоренностях стороны не объявляли.
Кроме показанного по телевидению выступления Богданчикова, в котором он утверждал, что 'Роснефть' и 'Газпром' продолжат работу как два отдельных предприятия, от российских властей никаких комментариев относительно будущего слияния не поступало. Представители 'Газпрома' утверждают, что планы по поглощению 'Роснефти' пока находятся в стадии разработки. Один из них заявил, что компания рассчитывает увидеть структуру сделки в окончательном виде 'в самые короткие сроки'.
Изначально о планах по слиянию двух компаний объявил в сентябре президент Путин, однако сделка неоднократно откладывалась. Приобретение 'Роснефтью' 'Юганскнефтегаза' в конце прошлого года еще сильнее осложнило ситуацию, так как "ЮКОС" до сих пор не прекращает попыток оспорить продажу в судах на Западе. Кроме того, как сообщил вчера один из менеджеров 'Газпрома', обеим компаниям еще предстоит выработать механизм раздела задолженности 'Роснефти'. Заплатив более 9 миллиардов долларов за 'Юганскнефтегаз', 'Роснефть' увеличила свой долговой баланс до цифры, превышающей 4,5 миллиарда. Компания так и не сообщила, каким образом ей удалось профинансировать покупку, хотя в начале года ей удалось заключить с Китаем соглашение о предварительной оплате потребителями нефти на 6 миллиардов долларов.
Продажа правительством 'Юганскнефтегаза' в качестве уплаты "ЮКОСом" части его налоговой задолженности стала высшей точкой кампании Кремля против "ЮКОСа" и его главного акционера Михаила Ходорковского, обнаружившего политические амбиции. По словам аналитиков, остальные активы "ЮКОСа" будут, скорее всего, распроданы в течение нескольких ближайших месяцев в виде уплаты остальной части задолженности. Методы, которые Кремль применял в деле против нефтяной компании, а также усиление его контроля над топливно-энергетическим комплексом вызывают тревогу на Западе. В свое время там надеялись, что российская нефть станет надежной альтернативой ближневосточной, однако теперь уверенности в этом нет.
- Нынешние инвестиционные сводки выглядят ужасно, - говорит Адам Ландес (Adam Landes), эксперт по нефтяному рынку в московской инвестиционной компании Renaissance Capital, - так что быстрого исправления ситуации здесь не будет.
В феврале Международное энергетическое агентство снизило свои прогнозы роста добычи нефти в России с 7 процентов, о которых шла речь в прошлом году, до 3,8 процента.
Эксперты сообщают, что 'Газпром', даже без 'Роснефти', и так еле справляется с издержками и не может сильно увеличить объемы добычи.
- Любые действия, заставляющие 'Газпром' действовать и в других областях, приведут к тому, что по большему количеству направлений работа пойдет медленно, - считает Ландес, - любой компании нужна система приоритетов, а этого у 'Газпрома' как раз и нет.