Глава Кремля не шутит: как уже давно было объявлено, но пока что не осуществилось, государственный нефтяной концерн 'Роснефть', в конце концов, будет поглощен энергетическим гигантом 'Газпромом'. В результате образуется подконтрольный государству мега-концерн. Благодаря этому Владимир Путин и его правительство станут важнейшим игроками на мировых энергетических рынках, а уж в России тем более.
Если посмотреть на другие страны, например Венесуэлу, Саудовскую Аравию и им подобные, то государственные нефтяные и газовые концерны не являются чем-то необычным. К тому же многие все еще рассматривают нефть как стратегическое сырье, а государственный контроль над ней - как естественное дело.
Но в случае с Россией это не представляется целесообразным. Потому что уже сейчас вновь образованным предприятиям после слияний приходится трудно. К тому же при объединении 'Газпрома' с 'Роснефтью' не возникнет даже синергетических эффектов, на которые обычно возлагаются надежды при слиянии. В данном случае речь больше идет о двух хромых, решивших объединиться для участия в марафоне.
Ведь 'Роснефть' и 'Газпром' отличались пока что своими просчетами, неэкономичностью и коррупцией. Обе компании являются наименее эффективно работающими среди всех остальных предприятий этой отрасли в России. Для доказательства достаточно одного факта: в то время как, в основном, приватизированная нефтяная промышленность России в последние годы блестяще развивалась, по показателям экономического роста и прибыльности газовый сектор, контролируемый государством, заметно отставал.
Поэтому вместо слияния двух инвалидов следовало бы лучше либерализировать российский газовый рынок. Но правление Путина проходит не под знаком укрепления рынка, а под знаком укрепления государства.