3 марта 2005 года. Администрация Буша (George W. Bush) на этой неделе восторженно хвалила себя за то, что включила в свой ежегодный доклад о нарушениях прав человека в мире злоупотребления иракских властей. Один чиновник Государственного департамента США назвал это доказательством того, что "мы не делали вида, что ничего не замечаем". Однако этот доклад все же постарался не заметить американского участия в грубом обращении с людьми, которое Америка порицает. В конечном итоге, он стал очередным печальным напоминанием о той большой цене, которую платит наша нация за игнорирование фундаментальных прав человека в Ираке, Афганистане и на базе Гуантанамо; в тайных тюремных камерах, где Центральное разведывательное управление (ЦРУ) США удерживает своих неучтенных пленников; а также и дома, где президент Буш продолжает бесконечно долго удерживать американцев в тюрьме без права на судебное разбирательство.
Отказ администрации исправить эти злоупотребления - или даже признать большую их часть - оставляет доклад 2004 года о нарушениях прав человека в мире полным иронии и подрывает его значение. В докладе не только не упоминается что иракское правительство, которое подвергается критике, было назначено и контролировалось Соединенными Штатами, но также жестоко критикуются местные силы безопасности за те же самые произвольные задержания, грубое обращение и пытки, которые широко распространены в вооруженных силах США и в созданных разведслужбами лагерях для задержанных. Действительно, некоторые виды практической деятельности, которые доклад клеймит как пытки, когда их применяют иностранные правительства, были одобрены в одном случае для американских центров временного содержания арестованных министром обороны США Дональдом Рамсфелдом (Donald Rumsfeld).
Ужасающие злоупотребления в тюрьме Абу-Граиб (Abu Ghraib) и в других американских лагерях для заключенных сильно навредили имиджу нации как защитника прав человека. Администрация тогда только лишь усугубила этот вред, отказавшись открыто и решительно решать этот вопрос. Не далее, как вчера Дуглас Джел (Douglas Jehl) написал в газете "The New York Times", что председатель сенатского комитета по разведке (Senate Intelligence Committee) Пэт Робертс (Pat Roberts), сенатор-республиканец от штата Канзас, блокирует серьезное расследование допущенных ЦРУ злоупотреблений в отношении пленных.
А тем временем в тот же самый день, когда Государственный департамент обнародовал свой доклад о нарушениях прав человека в мире, администрация заявила, что будет оспаривать третье решение федерального суда США о прекращении незаконного содержания под стражей Хосе Падильи (Jose Padilla), американского гражданина, который вот уже почти 3 года содержится в заключении без предъявления каких-либо обвинений, потому что г-н Буш объявил его "вражеским комбатантом".
Судья окружного суда в Южной Каролине Генри Флойд (Henry Floyd), которого назначил г-н Буш в 2003 году, заявил, что утверждение президента о том, что у него есть право отдавать распоряжения о заключении под стражу в подобных случаях, представляется ему "глубоко тревожащим". Он сказал, что согласиться с такой точкой зрения значит "полностью выхолостить ограничения, наложенные на президентские полномочия с целью защиты индивидуальных свобод граждан". Его вердикт вторит более ранним решениям федеральных судов в Нью-Йорке, которые были оспорены, когда Верховный Суд США постановил, что дело г-на Падильи должен рассматривать суд в Южной Каролине, где он содержится под стражей в одной бригаде ВМС США. Сейчас это случилось, и все же генеральный прокурор Альберто Гонсалес (Alberto Gonzales) заявляет, что администрация не хочет согласиться с этим решением.
Г-н Гонсалес продолжает придерживаться домысла, что борьба с терроризмом каким-то образом дает г-ну Бушу власть нарушать конституционные права американских граждан. Кассационная жалоба администрации только лишь приведет к ненужной задержке рассмотрения в суде дела Падильи. Но мы надеемся, что она, в конечном счете, подтолкнет Верховный Суд к решению, которое осудит Белый дом за злоупотребление властью. Это стало бы хорошим шагом к восстановлению морального авторитета Америки в вопросе главенства закона и прав человека.