Новые друзья Владимира Путина заставляют снова вспомнить друзей старой России
Интересное общество собиралось в Москве в последние несколько месяцев. С ноября прошлого года российскую столицу почтили своим присутствием лидеры Сирии, Ирана и Венесуэлы. Каждому от Русского Медведя была нужна военная или экономическая помощь, и медведь никому из них не отказал.
Выбор Россией союзников, скажем так, особого сорта стал настолько очевиден, что московская 'Независимая газета' на днях даже заговорила о создании 'оси отверженных'. Во многом именно отношения России с этими странами, о которых в других условиях никто и говорить бы не стал, сформировали круг вопросов, обсуждавшихся на встрече президента Буша со своим российским коллегой Владимиром Путиным 24 февраля. Поддержка, которую Россия оказывает 'оси отверженных', воодушевила врагов Америки и внесла свой вклад в развитие нестабильности на Ближнем Востоке и в Латинской Америке. Вопросы назревают и по поводу направления, в котором движутся отношения между Россией и Америкой, и вообще об эффективности внешней политики Соединенных Штатов.
Одним из ключевых вопросов прошедшего на прошлой неделе мини-саммита (кроме Северной Кореи) стали попытки разработки Ираном ядерного оружия. В этом отношении, похоже, президентам России и Америки удалось прийти к соглашению. На пресс-конференции, которой закончилась встреча, президент Буш уверил мир в том, что 'Мы пришли к соглашению о том, что ядерного оружия у Ирана быть не должно. Я ценю понимание Владимиром этого вопроса'.
Однако последние события показывают, что на то, какими методами сдерживать иранскую ядерную угрозу, Путин и Буш смотрят совершенно по-разному. Очень важен тот момент, что, пока у Путина нет плана конкретных действий по ее сдерживанию, непонятно, что, собственно, стоит за его неодобрением по отношению к разработке Ираном ядерного оружия - и стоит ли за ним что-либо вообще. Скорее нет - менее чем за неделю до встречи Путина с Бушем 'отверженный' Иран послал в Россию своего представителя для обсуждения деталей будущего сотрудничества в рамках ядерной программы Тегерана.
Хасан Рухани (Hasan Rowhani), председатель Высшего совета по национальной безопасности Ирана, 18 февраля встречался с высшими должностными лицами российского правительства и обсуждал с ними будущее давно планируемого российско-иранского соглашения о поставке ядерного топлива, необходимого для работы первого построенного Россией в Иране ядерного реактора на Бушерской атомной электростанции. После использования топливо будет вывезено обратно в Россию. В Москве заявляют, что, поскольку в договоре есть пункт о возврате топлива, у Тегерана не будет возможности получить из отработанного материала расщепляющиеся вещества и сделать из них ядерные боеголовки. В течение долгого времени Москва и Тегеран никак не могли договориться по срокам сделки, но поездка Рухани оказалась удачной, и российская сторона согласилась оговорить последние детали через несколько дней после встречи Путина с Бушем.
Правительство Буша надеялось убедить русских не идти на сделку с Ираном. Соединенные Штаты и их союзники весьма обеспокоены возможностью того, что Иран сумеет обойти наблюдателей МАГАТЭ, Международного агентства по атомной энергии, тем же способом, что и Северная Корея, и получить возможность создать боеголовки - возможно, десятки боеголовок. Россия и Иран публично заявили, что соглашение о поставках ядерного топлива преследует исключительно мирные цели, однако многие сомневаются, что Ирану, с его огромными запасами нефти, так уж нужна атомная энергия. Кроме того, в недавно рассекреченных докладах ЦРУ ясно говорится, что эти проекты 'увеличивают возможности Ирана стабильно заниматься разработкой ядерного оружия'.
Особенно тревожит то, что Бушерская электростанция - это, похоже, всего лишь первый подобный проект, а русские планируют еще несколько. Отношения России с Ираном не только дали возможность этому деструктивному государству сделать огромный шаг к разработке ядерного оружия, но и расширили возможности Тегерана по созданию средств его доставки. За шумихой, окружившей сделки России и Ирана в сфере ядерных технологий, как-то забылось, что именно Россия оказала Ирану решающее содействие в разработке ракеты 'Шааб-3', не обладающей особой точностью, но созданной специально для доставки до цели оружия массового поражения. Как говорится далее в рассекреченных аналитических документах ЦРУ, российские предприятия 'оказали Ирану содействие в разработке баллистической ракеты 'Шааб-3', и стабильная поддержка со стороны России, по всей вероятности, помогает Ирану разрабатывать новые ракеты и, таким образом, дать Ирану дополнительные возможности производить ракетное вооружение самостоятельно'.
На пресс-конференции после саммита Путин так рассказал о том, как они с президентом Бушем обсуждали намерения Ирана:
- Мы много говорили о ситуации в Иране, о ситуации в Иране и Северной Корее, и у нас общее мнение по этому вопросу, и подход у нас примерно одинаковый. Распространению ракет и ракетных технологий необходимо положить конец.
Распространение такого оружия не согласуется с интересами отдельных стран и международного сообщества в целом.
Это все прекрасно, но каково, спрашивается, реальное значение заверений Путина, если Россия до сих пор поставляет материалы, необходимые для создания ядерных боеголовок и технологии, необходимые для их доставки?
Теперь что касается стратегии Путина на Ближнем Востоке. В ней наиболее примечательным элементом становится поддержка, недавно оказанная Россией Сирии, у которой с Ираном сформирована 'система совместной обороны'. В конце января до Москвы добрался еще один ближневосточный 'отверженный' - президент Сирии Башар аль-Ассад (Bashar al-Assad).
Русские выбрали для оказания Сирии экономической и военной помощи самый 'правильный' момент - как раз когда объединенными усилиями Соединенные Штаты и Франция, пусть медленно и неуверенно, но начинают наращивать давление на этого диктатора и его правительство в оккупированном Ливане.
Москва согласилась простить почти три четверти сирийского долга, составляющего 13,4 миллиарда долларов. Уже в течение более десяти лет нищее сирийское правительство было одним из основных импортеров российского оружия, причем в правящих кругах США бытовало мнение, что такой огромный размер долга не позволит этой стране и далее заключать крупные контракты на военные поставки. Но в реальности все оказалось несколько не так.
Первое соглашение из новой серии документов о поставках оружия, возможно уже готово. Уже два месяца Израиль пытается протестовать против соглашения, по которому, по сведениям Израиля, в Сирию поступят российские зенитные ракеты SA-18 'Игла'. В Израиле считают, что в конце концов эти ракеты могут попасть в руки террористов в Южном Ливане. Правительство Буша также выразило свою обеспокоенность возможными поставками ракет, так как в результате эти же ракеты могут быть легко перенацелены на американские объекты в Ираке.
Сначала русские отвечали на эти обвинения в том духе, что вообще ни о чем ни с кем не договаривались; сейчас они настаивают на том, что ракеты, которые они поставят, не будут переносными.
Ко всему прочему, русские заключили с Сирией несколько экономических соглашений. Сирийская экономика уже довольно долго зависит от того, как идет торговля в Ливане. Когда Сирия уйдет оттуда - а это будет довольно скоро, - экономическая помощь будет нужна Ассаду как воздух. В интервью ежедневной 'Российской газете' Ассад разъяснил, что Сирия и Россия будут сотрудничать в определенных областях, включая 'разведку нефтяных месторождений и нефтепереработку', строительство 'нефтегазового трубопровода из Ирака к Средиземноморью', а также возможное создание 'промышленных зон с перспективой поставки различных товаров в Ирак'. В этих зонах 'Сирия может предоставить российским компаниям преференции для осуществления их деятельности'.
Как видим, поддержка Россией как Ирана, так и Сирии показывает, что Россия готова продвигать интересы, прямо противоположные интересам Америки.
Путин пытается противостоять интересам США не только на Ближнем Востоке. В ноябре прошлого года Россию посетил с визитом 'отверженный' из Восточного полушария, президент Венесуэлы Уго Чавес (Hugo Chavez). Больше всего внимания было уделено соглашению между Россией и Венесуэлой на проведенную в этом году поставку 100 тысяч автоматов Калашникова. В Америке есть опасения, то это оружие может попасть в руки марксистских наркотеррористических группировок вроде колумбийской Национально-освободительной армии (НОА) или Вооруженных сил Колумбии, регулярно использующих территорию Венесуэлы для нападений, которые они организуют за пределами страны.
Соединенные Штаты твердо выступили против этой сделки, но на прошлой неделе президент Буш, видимо, об этом не вспомнил. По сведениям из России, сделка практически завершена: Московские средства массовой информации (агентство ИТАР-ТАСС) процитировали высказывание министра обороны Сергея Иванова: 'Во время моего недавнего визита в Вашингтон и переговоров с [министром обороны Дональдом] Рамсфельдом я дал ему все необходимые разъяснения. Вопрос закрыт'.
Во время своего визита в Россию в ноябре Чавес договаривался также о многомиллиардных закупках 50 российских истребителей МИГ-29 и 40 боевых вертолетов Ми-35, что может вызвать к жизни призрак новой гонки вооружений в Латинской Америке и дать Чавесу гораздо больше возможностей подавлять инакомыслящих у себя в стране - а и то, и другое противоречит интересам как региональной стабильности, так и Соединенных Штатов.
Однако сотрудничество между Россией и Венесуэлой не ограничивается продажей оружия. Крупнейшие российские нефтегазовые компании начали в Венесуэле работу по нескольким крупным проектам. Прошлой осенью Чавесу удалось договориться о подписании заявления о намерениях между 'ЛУКойлом', крупнейшей российской нефтяной компанией, и венесуэльским государственным монополистом Petroleos de Venezuela. В декабре пошлого года Petroleos de Venezuela к тому же подписала подобный документ и с 'Газпромом', крупнейшей газовой компанией России и вообще всего мира.
Эти проекты ослабляют зависимость Венесуэлы от американских нефтеперерабатывающих заводов и потребителей в Западном полушарии. Причем, если Чавес расширит свою клиентскую базу, он без особых потерь сможет перестать отгружать нефть в Соединенные Штаты, поскольку 'американский империализм' он относит к числу своих 'главных противников'.
До сегодняшнего дня внимание к Путину в основном было приковано из-за его авторитарного поведения за пределами бывшего 'железного занавеса'. Но теперь понятно, что его авторитарные инстинкты требуют действий по всему миру.
Автор статьи - экономист, специалист по антимонопольным и оборонным вопросам.