В четверг государственные энергетические предприятия вступили в открытый спор по поводу того, как и когда произойдет слияние, в результате чего стало ясно, что в самом Кремле нет единого мнения относительно того, кто будет распоряжаться крупнейшими в мире запасами нефти и газа.
На следующий день после того, как руководители российского газового гиганта 'Газпром' и государственной нефтяной компании 'Роснефть' вместе выступили по телевидению, объявив о принятии окончательного решения о слиянии, выяснилось, что компании по-разному толкуют это решение. В пресс-релизе 'Роснефти' говорится, что компания сохранит контроль над своими активами, в то время как глава 'Газпрома' заявил, что процесс слияния уже запущен. Кремль, который является главным арбитром в данном вопросе, пока никак не комментирует эти расхождения, но представитель президентской администрации сказал, что соответствующее заявление вскоре последует.
В четверг вечером агентство 'Интерфакс' сообщило, ссылаясь на источник, близкий к правлению 'Роснефти', что пресс-релиз был выпущен по ошибке. Руководители компании были не доступны для комментариев. Представитель 'Газпрома' заявил, что сделка состоится, как и было объявлено в среду, и газовый концерн приобретет все предприятия 'Роснефти', за исключением компании 'Юганскнефтегаз', которая ранее была основным добывающем предприятием в составе группы компаний 'Юкос'.
По мере того, как Кремль прибирает к рукам энергетический сектор, на котором держится российская экономика и который служит источником влияния России в международных делах, дипломаты и люди, знакомые с ситуацией, сообщают о разногласиях между различными группами в правительстве и государственных компаниях.
Эти расхождения вряд ли изменят основное направление кремлевской стратегии, направленной на укрепление государственного влияния в нефтяной и газовой промышленности с возможностью приобретения миноритарных акций иностранными инвесторами. Однако вопрос управления двумя государственными компаниями служит источником внутриполитических конфликтов, что неудивительно, учитывая, сколько поставлено на карту.
'Это вопрос контроля за ресурсами', - сказал аналитик нефтяного рынка в брокерской компании 'United Financial Group' в Москве Стивен О´Саливан (Stephen O'Sullivan). 'Кажется, здесь мы опять возвращаемся в тяжелые времена'.
Противоречия усиливаются по мере того, как власти определяют судьбу 'Юганска' - сибирской компании, которая добывает 1% мирового объема производства нефти и которая была куплена 'Роснефтью' на вызвавшем много споров аукционе, организованном правительством в конце прошлого года.
'Мы имеем чудесную возможность наблюдать за склоками между группами по всей цепочке власти', - сказал один западный дипломат, который внимательно следит за ситуацией.
'Газпром' и Председатель его Совета директоров Дмитрий Медведев, который одновременно является руководителем аппарата президента, стремятся завладеть всеми компаниями 'Роснефти', кроме 'Юганска', т.к. последняя является предметом судебного разбирательства по иску 'Юкоса' и его акционеров. Сделка позволит государству увеличить долу своего прямого участия в компании с 39% до более чем 50%, а также снять запрет на приобретение оставшихся акций иностранными инвесторами.
'Газпром', чьи запасы энергоресурсов превышают запасы крупнейших западных нефтяных компаний, но рыночная стоимость акций которого ниже стоимости акции его конкурентов, надеется, что либерализация поможет решить эту проблему. В четверг акции компании упали в цене из-за опасений инвесторов, что ограничения останутся в силе дольше, чем они рассчитывали.
'Решения, которые кажутся окончательными, на самом деле не являются таковыми. Вот, что беспокоит [инвесторов]', - сказал г-н О´Салливан.
Правление 'Роснефти' возглавляет Игорь Сечин. Он также является заместителем г-на Медведева и одним из ближайшего окружения президента Путина. С тех пор, как президент утвердил план слияния в сентябре, 'Роснефть', которая на сто процентов является государственной компанией, он сопротивляется попыткам 'Газпрома' полностью поглотить ее.