''Волготанкер' - это не нефтяная компания', - гласят рекламные плакаты на Кутузовском проспекте, по которому президент Путин ездит домой. Последние два слова этой таинственной фразы раскрашены в цвета многострадальной компании 'Юкос'.
'Волготанкер' - это крупнейшая речная транспортная компания России, которая когда-то принадлежала 'Юкосу', а пять лет назад была продана ее управляющим. Сегодня связь пароходства с 'Юкосом' сводится к тому, что оно занимается транспортировкой нефти компании, а также другой продукции.
В отличие от бывшего главы 'Юкоса' Михаила Ходорковского и основных акционеров нефтяной компании, руководство 'Волготанкера' никогда не занималось политикой.
Судоходная компания по-прежнему на 20% принадлежит государству. Однако за последние несколько месяцев, как и 'Юкос', она столкнулась с серьезными проблемами, которые угрожают ее деятельности.
Дело 'Юкоса', налоговые претензии к которому продолжают расти, вдохновило областную администрацию, налоговые органы и местную прокуратуру.
От 'Волготанкера' собираются потребовать выплаты задолженности по налогам, которая составляет 23 миллиона долларов, что нанесет ощутимый удар по этой сравнительно небольшой компании, а шестеро ее руководителей находятся под следствием по подозрению в мошенничестве и отмывании денег.
Несколько крупных менеджеров 'Волготанкера', включая председателя правления и одного из акционеров компании Александра Александровича, покинули Россию, опасаясь судебного разбирательства, последовав таким образом примеру руководителей 'Юкоса', которые бежали из России несколько месяцев назад.
Официально г-н Александрович находится в Лондоне для проведения переговоров о реструктуризации кредитных нот на сумму 120 миллионов долларов, выпущенных банком 'Raiffeisen Bank'. Однако он заявил, что в Россию возвращаться не торопится.
'Я боюсь за свою свободу и за моих партнеров, и лучше буду продолжать заниматься бизнесом, чем сидеть в тюрьме', - сказал г-н Александрович.
Проблемы у судоходной компании начались в декабре, когда разбирательство с 'Юкосом' было в самом разгаре. Налоговая инспекция Самары, где зарегистрирована компания, обвинила ее в незаконном получении суммы возмещенного НДС.
По российскому закону транспортные компании, занимающиеся экспортом, получают право на возмещение НДС. Однако налоговые чиновники утверждают, что 'Волготанкер' арендует свои суда и поэтому не имеет права на возврат НДС.
'Это абсурд', - сказал представитель 'Волготанкера' Андрей Клейменов.
'Все транспортные компании, которые участвуют в экспорте товаров получают право на возмещение НДС. 'Волготанкер' работает в соответствии с международной практикой фрахтования судов'.
Одновременно против руководителей 'Волготанкера' местной прокуратурой были возбуждены уголовные дела.
'Это говорит о том, что прокуратура действовала по договоренности с налоговыми органами', - заявил г-н Александрович.
Наблюдатели называют, по крайней мере, две причины таких слаженных действий властей.
Во-первых, местная прокуратура и налоговики могут действовать в чьих-то интересах с целью снижения стоимости речной компании.
Правительство намерено продать свои 20% акций 'Волготанкера', и основные акционеры, видимо, тоже пытаются их сбыть через 'Deutsche Bank'. Г-н Александрович сказал, что в результате следствия рыночная стоимость акций предприятия уже снизилась с 450 миллионов до 110 миллионов долларов.
С другой стороны, нападки на олигархов - это возможность для местной прокуратуры проявить рвение, ведь существует большая вероятность того, что президент Путин выдвинет главного прокурора Самарской области на должность губернатора.
Г-н Александрович надеется только на непосредственное вмешательство Владимира Путина.
Но то ли потому что кортеж г-на Путина слишком быстро проезжает по Кутузовскому проспекту, то ли он слишком занят другими проблемами, рекламные щиты в защиту 'Волготанкера' пока, видимо, не привлекли его внимания.