Амбициозные дизайнеры оттачивают мастерство. Но удастся ли им стать сенсацией на мировой арене?
Русские идут. В смысле, русские модельеры. Около десяти планируют дебютировать в США в мае на Американской неделе моды в Майами. Это станет первым случаем массового участия российских дизайнеров в крупном событии мира моды в Америке. Некоторые планируют показ на Неделе моды в Нью-Йорке в сентябре, а годом позже - в Лос-Анджелесе.
Возможно, американских модников ожидает сюрприз. Россия уже не страна бесформенных платьев и плохо сидящих рубашек из полиэстра. Падение коммунизма высвободило традиционную для русских творческую энергию и их любовь к украшательству. 'Только у двух стран, России и Италии, похожий менталитет. Мы действительно любим украшать себя', - говорит Наталья Виноградова, президент Российской ассоциации домов моды.
Один из претендентов на американский рынок - дом моды 'Вемина', основанный в 1990 году и подписавший контракт с Алиной Кабаевой, олимпийской чемпионкой по художественной гимнастике, на показ в Майами своей дорогой одежды. 'Вемина' также ведет переговоры со знаменитыми теннисистками Анной Курниковой и Марией Шараповой. Среди клиентов дома в России - жены политиков и кинозвезды. 'Вемина' нацелена и на звезд американского шоубизнеса, а также надеется продать деятельницам искусства костюмы стоимостью 500 долларов. Ведущий дизайнер дома Лиза Романюк признает, что пока попытки выйти за пределы России не принесли ощутимых результатов. Продажи в Западной Европе составляют 'лишь небольшой процент' всех продаж дома. Но она надеется на США, где 'рынок больше'.
Несколько российских дизайнеров уже оставили здесь свой след. Хелен Ярмак, одна из немногих русских, кому удалось заинтересовать США, говорит, что выбрала английский вариант имени, потому что русские имена не обладают тем же весом. Среди покупателей ее шуб, стоимость которых варьируется от 500 до 240 тыс. долларов, есть и такие голливудские звезды, как Джим Кэрри (Jim Carrey) и Голди Хоун (Goldie Hawn).
Но такой успех вряд ли можно назвать типичным. Александр Шумский, организатор Российской недели моды, говорит, что российским модельерам стоит сосредоточиться на растущем отечественном рынке. В качестве примера он называет 27-летнего Макса Черницова, восходящую звезду, который стал первым российским дизайнером, заключившим контракт с ЦУМом. Слишком многие российские модельеры концентрируются на нарядах 'от кутюр', вместо создания менее шикарных, но более прибыльных линий готовой одежды. Впрочем, добавляет, Шумский, русские быстро учатся. 'Три года назад большинство российских модельеров считали, что мода - это искусство. Сегодня как минимум половина из них поняла, что это бизнес', - говорит он. Похоже, международная торговля одеждой станет более интересной.