Наш человек (Ющенко) и наша система (демократия) победили на Украине, то есть добро снова восторжествовало. Подавая таким образом события на Украине, западная пресса упускает кое-что из виду, а именно - в чем, собственно, был смысл произошедшего в этой стране.
Если дело только в справедливых выборах, то избрание Ильхама Алиева на должность президента Азербайджана в 2003 году после смерти его отца - президента Алиева, который был членом КГБ в тогда еще Советском Азербайджан, должно было вызвать не меньше протестов из-за массовых подтасовок. По сути, Запад закрыл глаза на эти нарушения, чтобы сохранить доступ к азербайджанской нефти после того, как в 1998 году с 'BP' был подписан контракт стоимостью 13 миллиардов долларов. Свержение пророссийского президента Эдуарда Шеварднадзе в Грузии в 2003 году и победа западного ставленника на президентских выборах, когда он получил 96% голосов, также должно было возмутить западное сообщество. Но никто не возмущался.
Если дело было в избрании законного правительства, то следовало бы внимательнее приглядеться к сторонникам г-на Ющенко, а затем и к составу его администрации. Ближайшего помощника президента Юлию Тимошенко, которая была недавно назначена на должность премьер-министра Украины, называют 'газовой принцессой', а правоохранительные органы России и Украины обвиняют ее во взяточничестве и растратах. Другой член команды г-на Ющенко признается, что 'ключевые фигуры в администрации президента - такие же олигархи, как и наши оппоненты'. Именно экономическая выгода, а не политические принципы заставили их выступить против г-на Януковича и его сторонников. Многие опасаются, что правительство г-на Ющенко будет мало чем отличаться от предыдущего правительства, так как власть, как и прежде, сосредоточена в руках крупных олигархов.
На самом деле на кон поставлено нечто совсем иное, о чем не говорится в западных СМИ. Это нечто - намного более обыденно, чем 'народная революция'. Прежде всего, это борьба за транзитные трубопроводы, доставляющие нефть из вторых по объему месторождений в мире, а в более долгосрочной перспективе украинские события можно рассматривать как стремление Соединенных Штатов помешать посягательствам Китая на стратегически важное пространство вдоль южных границ бывшего Советского Союза.
В мае 2000 года в Каспийском море недалеко от побережья Казахстана было обнаружено месторождение, запасы нефти в котором тогда были оценены в 20-50 миллиардов баррелей. Возможно это самое крупное из неразработанных месторождений мира. Разведочные работы еще не завершены, но по результатам начальных сейсмических исследований уже можно сказать, что запасы месторождения составляют от 70 до 200 миллиардов баррелей нефти и около 9 триллионов кубометров газа, что меньше, чем у Ирака, но намного больше, чем у США и Европы.
Проблема заключается в том, что Каспийское море со всех сторон окружено сушей, поэтому нефть и газ из него можно доставлять до других морских терминалов только по наземным трубопроводам. Один относительно короткий маршрут проходит через Иран, но этот вариант неприемлем для США. У Америки был план достроить туркменский нефтепровод, проложив его через территорию Афганистана и Пакистана к Аравийскому морю. Этот план в значительной степени повлиял на решение начать военную операцию в Афганистане в 2001 году. Третьей альтернативой является трубопровод из Баку, который пройдет через Грузию в турецкий порт на Средиземном море Джейхан. Однако у этого варианта есть серьезные недостатки экологического порядка. Четвертый вариант заключается в строительстве трубопровода из Казахстана к Черному морю, но он тоже неприемлем из-за перегруженности Босфора танкерами.
В этом смысле Украина занимает идеальное географическое положение удобного коридора для транспортировки нефти и газа из Каспийского региона на западные рынки. Самым подходящим каналом является трубопровод Одесса-Броды, строительство которого было закончено в 2001 году, и который тянется из черноморского порта Украины до города Броды, а оттуда идет дальше до нефтеперерабатывающего завода в польском Плоцке и до балтийского порта Гданьска. Однако осуществлению этого плана мешает Россия, которая продолжает настаивать на своем праве эксплуатировать трубопровод в обратном направлении - для транспортировки нефти из России на юг и дальше по Черному морю на мировые рынки. Москва также пытается втянуть Украину в таможенный и даже экономический союз в рамках так называемой Единой экономической зоны. Лишая Украину возможности заниматься поставками энергоресурсов на запад, Россия препятствует ее экономическому укреплению и тем самым пытается вовлечь Киев обратно в сферу своего влияния.
События на Украине были, скорее, геополитической борьбой за нефть и военное присутствие, а не за демократию. Если Украина вступит в НАТО, Россия лишится доступа на свою военно-морскую базу в Крыму, а условия российских поставок нефти и газа будут диктоваться США.
Однако значение украинских событий этим не ограничивается. Китай остается единственной страной, способной в будущем составить конкуренцию Соединенным Штатам. Экономика Китая развивается с поразительной быстротой, но энергопоставки остаются слабым местом страны. Когда-то Китай не зависел от поставок нефти, но за последние десять лет он постоянно увеличивал объем импорта нефти. Сейчас 60% потребляемой страной нефти поставляется из-за рубежа, в то время как в 1993 году эта цифра составляла всего лишь 6%. В ближайшие пять лет, по словам Пекина, Китай будет закупать 50 миллионов тон нефти и 50 миллиардов кубометров газа в год.
Китай ведет переговоры о поставках нефти почти со всеми странами-производителями, включая африканские страны. Активно устанавливаются станции наблюдения, строятся морские объекты и летные полосы для обеспечения безопасности маршрута из залива Южно-китайского моря. Однако главной целью усилий Китая избежать зависимости от морских поставок является доступ к российской и центрально-азиатской нефти. Поэтому еще одной причиной активного давления на Украину со стороны США является стремление последних предотвратить китайское проникновение в этот стратегически важный регион в непосредственной близости от России. В действительности Украина является одним из основных моментов в 'большой игре', в которую играют США не столько с Россией, продолжающей терять свое влияние, а с Китаем, который представляет для них новую долгосрочную опасность.