Два года назад, накануне возглавляемой Соединенными Штатами операции в Ираке газета написала, что свержение Садама Хусейна (Saddam Hussein) может положить начало давно ожидаемому продвижению демократии по всему Ближнему Востоку. Ветры перемен после ухода диктатора могут, так мы надеялись, навеять 'бархатные' революции в ряде стран региона, и недемократические режимы будут постепенно заменены народными. Именно об этом говорилось до того, как в конце восьмидесятых годов прошлого века в результате, большей частью, мирных революций в восточноевропейских странах от власти были отстранены коммунистические режимы.
Возможно этот же процесс начинается сегодня и на Ближнем Востоке. Волнения, которые прошли в Ливане на прошлой неделе, привели к большим изменениям. Эти события, вызванные убийством бывшего премьер-министра Рафика Харири (Rafik Hariri), привели к отставке марионеточного правительства Ливана. После этой почти бескровной революции последовало заявление президента Сирии Башара Ассада (Bashar Assad) о выводе войск с территории Ливана. Незаконная оккупация Ливана Сирией заканчивается, на чем так настаивали Соединенные Штаты и в значительной степени Саудовская Аравия. На место старому режиму может прийти поистине демократическое правительство в результате свободных выбором, которые могут состояться уже в этом году.
И Ливан - не единичный пример изменений. После четырех сроков правления и почти четверти века у власти президент Египта Хосни Мубарак (Hosni Mubarak) делает уступки в пользу более свободных выборов, и в следующий раз его противником на выборах будет кандидат от оппозиции. Эмир Катара сделал себя конституционным монархом, и выборы в стране пройдут уже в этом году. Эмир поддержал ливанский народ в его решительных действиях. В Кувейте женщины скоро получат право участвовать в выборах. Этот запрет уже снят в Бахрейне, Омане и Катаре. Даже в Саудовской Аравии начали проходить выборы в муниципальные органы, хотя и не повсеместно.
Что же происходит? Лидер ливанских друзов Валид Джумблатт (Walid Jumblatt) был в прошлом ярым противником США. Он называл заместителя министра обороны США Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) 'сыном сионской проститутки' и обвинял американских неоконсерваторв в хаосе, который царит в арабском мире, Ираке и Палестине. Однако на г-на Джумблатта снизошло прозрение. 'Мне странно говорить об этом, но перемены начались после американского вторжения в Ирак, - сказал он в недавнем интервью. Я был плохого мнения об Ираке, но когда я три недели назад увидел, как иракцы голосуют - восемь миллионов иракцев приняло участие в выборах, - я понял, что это начало нового арабского мира'.
Это действительно звучит странно, и об этом следует осторожно говорить. Джорджу Бушу (George Bush) и Тони Блэру (Tony Blair) не следует кричать о своей роли в этих процессах. Людям, вышедшим на улицы Ливана приятнее было сравнивать себя с участниками 'оранжевой революции' на Украине, чем проводить параллель с Ираком. И это правильно. Демократия должна восприниматься как нечто, зародившееся внутри страны, а не как результат американского давления. Забавно, но американский президент, который на выборах признавал, что является новичком во внешней политике, делает больше для изменения мира в лучшую сторону, чем большинство его предшественников.
Урегулирование израильско-палестинского кризиса является ключом к устранению нестабильности на Ближнем Востоке. На этом направлении также есть основания для оптимизма. Махмуд Аббас (Mahmoud Abbas), который посетил Лондон на прошлой неделе и встретился с г-ном Блэром, представляет собой лучшую альтернативу бывшему палестинскому лидеру Ясиру Арафату (Yasser Arafat). Если Израиль и США не могли иметь дело с г-ном Арафатом, т.к. считали, что он не способен держать свои обещания, то г-н Аббас ведет себя по-другому.
Он открыто осуждает недавний террористический акт в Тель-Авиве. Однако израильскому премьер-министру Ариэлю Шарону (Ariel Sharon) также следует предпринять шаги навстречу г-ну Аббасу. Летом он должен осуществить вывод войск и поселенцев из сектора Газа, а затем подумать о дальнейших уступках с целью установления прочного мира. Израиль во всех отношениях выиграет от мира с Палестиной, так же как и весь регион выиграет от прекращения своей вендетты против Израиля. Пришло время развеять ложное представление о том, что ислам и демократия несовместимы. Демократия означает свободу, которая не знает религиозных границ.