В Международный женский день россиянки радуются деловым успехам, но говорят, что неравенство еще сохраняется
Москва. - Пожалуй ни одна российская бизнес-леди не сделала такой головокружительной карьеры, как редактор журнала 'Vogue' Алена Долецкая. Десять лет назад ее успех был бы просто немыслим - области бизнеса, которой она занимается, вообще не существовало. Путь г-жи Долецкой к вершинам бурно развивающейся модной индустрии в России начинался в обшарпанных коридорах советских ВУЗов, и закончился в роскошном офисе-пентхаусе с видом на Кремль.
Ее чудесное превращение из преподавателя лингвистики в редактора глянцевого журнала свидетельствует об ошеломляющих новых возможностях, открывшихся перед женщинами в России, где сегодня появилась целая плеяда женщин, добившихся успеха в предпринимательстве и профессиональной деятельности. Эти успехи очевидны, стоит лишь зайти в любой из московских дорогих суши-баров: в обеденный перерыв там можно увидеть множество женщин в костюмах от известных модельеров. Эти успехи замечаешь, глядя на пассажиров первого класса на международных авиарейсах, посетительниц фитнес-клубов: о них свидетельствует даже процветающий бизнес хирургов-косметологов.
Во вторник, когда Россия празднует Международный женский день - нечто вроде Валентинова дня и Дня матери в одном флаконе - некоторые женщины говорят, что теперь им, наконец, есть что отметить.
'Положение радикально меняется, - отмечает г-жа Долецкая, главный редактор русского издания 'Vogue'. - Женщины помоложе уже не держатся за мужчин, и не полагаются на них. Они строят собственную карьеру, и некоторым даже удается достичь высших ступеней менеджмента'.
В бурные 1990е, многие женщины быстрее мужчин приспособились к новым правилам игры в условиях рыночной экономики. Сотни тысяч женщин стали 'челноками': они ввозили в страну потребительские товары для продажи на местном рынке. В последние годы на смену 'челночному бизнесу' пришла организованная коммерция, но женщины по-прежнему играют большую роль в розничной торговле. 'Женщины поняли, что необходимо выживать в новых условиях, - поясняет один эксперт. - Если мужчины просто валялись на диване или спивались, то женщины работали, чтобы прокормить семью'.
Более 40% малых предприятий в России принадлежат женщинам, утверждает Татьяна Черторицкая, председатель организации 'Женский социал-демократический конгресс', объединяющей в основном работающих женщин, борющихся за равноправие. 'Число женщин, занимающих руководящие посты в бизнесе, растет, а число мужчин - остается без изменений, - отмечает она. - Тем не менее, как показывают наши исследования, женщины по-прежнему получают более низкую зарплату: в среднем, женщина получает на 37% меньше, чем мужчина'.
Если в бизнесе женщины добиваются немалого успеха, то в политике ситуация иная. При советском строе треть мест в парламенте была зарезервирована для женщин, но после крушения коммунистического режима эти квоты были отменены, и с тех пор количество женщин среди депутатов Государственной думы неуклонно снижается - сегодня они составляют лишь около 7%.
'В правительстве женщин нет, - говорит г-жа Черторицкая. - У нас есть горстка женщин-знаменитостей, частых гостей телевизионных ток-шоу, но подлинного женского движения в России пока не существует. Оно должно сформироваться снизу, а не насаждаться сверху'.
По мнению многих россиянок, не сокращается гендерное неравенство и в семье. Мужчины традиционно возлагают на женщин бремя домашней работы и воспитания детей, не уважая в должной мере их профессиональных достижений. 'В России для мужчин характерна самоуспокоенность, их психология меняется куда медленнее, чем у женщин', - отмечает Долецкая.
Нонна Газаева, в свои тридцать с лишним сделавшая карьеру консультанта по пиару, сетует, что россияне позаимствовали из западной культуры 'джейсмбондовский' взгляд на отношения между мужчиной и женщиной, и не могут адаптироваться к изменившимся потребностям женщин. 'Россия - по-прежнему 'мужская' страна, - отмечает Газаева. - Мужчины считают совершенно нормальным безответственное поведение по отношению к женщинам в личных отношениях, но до сих пор не готовы признать их профессиональные амбиции'.
Женский день, занимавший важное место среди советских 'календарных дат', давно утратил связь со своими феминистскими истоками и превратился для мужчин в освященную традицией возможность 'компенсировать' женщинам 364 дня пренебрежения, осыпая их комплиментами, цветами и велеречивыми тостами. Несмотря на прогресс в некоторых областях, многие женщины говорят, что с приближением 8 марта их охватывают в лучшем случае противоречивые чувства.
'Для меня этот праздник всегда имел неприятный привкус, - говорит профессор МГИМО Ирина Звигельская. - Кажется, что это единственный день в году, когда мужчины делом доказывают свою любовь. Но мне всегда казалось: будь они настоящими мужчинами, они делали бы это каждый день'.
По словам экспертов, процветание, преобразившее жизнь некоторых женщин, в основном москвичек, пока не затронуло подавляющего большинства россиянок. 'Для большинства женщин экономические условия только ухудшились, - отмечает Татьяна Тройнова, директор Женской информационной сети, осуществляющей контакт между местными женскими организациями. - Конечно, сегодня женщины более эмансипированы, у них возникло больше возможностей реализовать себя в бизнесе и торговле. Но даже там, чтобы добиться успеха, они должны проявить в 10 раз больше способностей по сравнению с мужчинами. Это не назовешь равноправием'.
По данным недавнего исследования об уровне жизни россиян, проведенного независимым социологическим агентством 'РОМИР Мониторинг', из 15% самых бедных россиян 68% составляют женщины. Многие из них - высокообразованные специалисты, чьи навыки остаются невостребованными в новых экономических условиях.
'Ценности в обществе диаметрально изменились, - отмечает Евгения Ванина из Института востоковедения РАН (она является видным специалистом по истории Индии, свободно говорит на хинди и английском, но получает всего 4000 рублей (130 долларов) в месяц). - Некоторые женщины сегодня могут разбогатеть, занимаясь пиаром, модельным бизнесом или рекламой, но врач, профессор, или фабричная работница не в состоянии даже свести концы с концами. Куда мы катимся?'