Продолжающуюся войну чеченцев против России олицетворяли два человека: бывший президент Аслан Масхадов и главарь террористов Шамиль Басаев. При этом Масхадов, среди двоих он старше по возрасту и якобы более умеренный по своим взглядам, считался на Западе человеком, с которым Кремль должен был бы вести переговоры об окончании кровопролития. Только часть чеченцев пошла за бывшим президентом автономной республики, чтобы воевать против русских.
В отличие от Басаева, Масхадов - он родился в 1951 году - никогда не брал на себя ответственность за зверские нападения чеченских террористов. Кремль обвинял Масхадова в том, что он является в двух случаях организатором захвата заложников: в московском Музыкальном театре 'Норд-Ост' и в школе в североосетинском Беслане, где погибли более 330 человек.
С 1999 года - в подполье
Масхадов, находясь в подполье, постоянно пытался урегулировать продолжающийся десятилетие конфликт путем переговоров. Однако президент Путин отвергал все предложения, говоря, что с террористами переговоры не ведут. Напоследок Масхадов привлек к себе внимание тем, что объявил в начале года одностороннее перемирие. Профессиональный военный Масхадов дослужился в Советской Армии до полковника. В 1992 году он вернулся на свою родину в Чечню, которая при президенте Джохаре Дудаеве хотела отколоться от России. После первой войны с Москвой и заключения мирного договора Масхадов был избран президентом Чечни. Позднее он не смог помешать радикально настроенным полевым командирам, таким, как Басаев, ввести суды Шариата и осуществлять финансирование своих войск за счет торговли наркотиками и похищения людей. С 1999 года, после начала второй чеченской войны, Масхадов находился в подполье.
До последнего времени для многих россиян было загадкой, почему 80000 солдат и милиционеров, дислоцированных в Чечне, не один год не могут схватить Масхадова. Масхадов якобы постоянно находился вместе с Басаевым в районе конфликта, по территории не больше земли Шлезвиг-Гольштейн.