Давайте сделаем нечто неполиткорректное и поговорим о столкновении между Россией и Западом. Новый конфликт разразится из-за Ирана?
'Троянской войны не будет' - так называлась одна из известных театральных работ Жана Жироду, вышедшая в свет в 1935 году. Конечно, Троянская война состоялась четыре года спустя, но это уже была не Троянская война. Сегодня зарождается возможность новой парадоксальной войны - холодной войны между Западом, которым руководят американцы, и Россией Владимира Путина. Об этом говорят уже давно, но говорить об этом неполиткорректно по двум причинам: первая - это борьба с исламским терроризмом, которую Россия интерпретирует как политику свободы рук в Чечне. Вторая причина заключается в сильнейшем желании европейцев рано или поздно присоединить Россию к Европе или, по мнению пессимистов, инкорпорировать Европу в Россию, реализовав, таким образом, другую давнюю мечту: как говорят злые языки, должна же быть причина, по которой были образованы не Соединенные Штаты Европы, а Европейский Союз.
Латентный конфликт между Европой степей и Западом океанов является отнюдь не сказочным, а реальным сценарием. Тем временем Россия Путина вызывает возмущение Америки Джорджа Буша по различным причинам. Российское разведывательное сообщество не придерживается правил игры, сохраняя нелегальные сети в Европе и США. Кроме того, имеется проблема обезвреживания разбросанных вдоль берегов ядерных ловушек, разрешение которой требует существенных вложений со стороны Запада. Наконец, существует острая и опасная проблема Ирана.
Когда Буш объявил о том, что Кондолиза Райс (ее отец, поклонник итальянской оперы, давая ей имя, пытался провести транслитерацию выражения 'con dolcezza' - 'с нежностью') стала государственным секретарем и вторым человеком в администрации, у дипломатов и военных было мало сомнений - ее назначение открывает прямую дорогу к военному решению в Иране, не исключая такого же решения в отношении Сирии, если Сирия быстро не унесет ноги из Ливана.
США утверждают, что Иран, в недрах которого покоится море нефтяных ресурсов, нуждается в чем угодно, только не в ядерных реакторах. И что за претензиями аятолл скрывается обычный трюк - использование гражданской ядерной энергетики для получения доступа к ядерному оружию, причем таким путем, при котором переход от одного к другому происходит безболезненно.
Естественно, США знают, что Европа и Россия противятся использованию силы, и по этой причине Буш решил предоставить необходимое время для того, чтобы были сделаны все дипломатические шаги, прежде чем в ход будет пущено оружие. Но только дипломатические и экономические шаги, чтобы не помогать аятоллам создать бомбу.
Но именно в этом контексте Россия Путина подписывает договор о техническом содействии 'гражданской' ядерной программе Ирана и срывает весь план, доводя до нервного срыва людей Буша. 'Ответственный член международного демократического сообщества не может действовать подобным образом', - заявил Томас Доннелли (Thomas Donnelly), один из наиболее близких к президенту интеллектуалов, член American Enterprise Institute. Доннелли настаивает на необходимости выставить России полный счет: права человека, сомнительная демократия, репрессивные структуры, оправдываемые борьбой с терроризмом. Доннелли, как и другие люди президента, требует пригрозить России исключением из 'большой восьмерки', одновременно побуждая европейцев убедить Тегеран добром. 'У вас - пряник, а у нас - кнут', - заявил он, обращаясь к Лондону, Берлину и Парижу, которые предлагают Тегерану поощрение в обмен на отказ от ядерной программы. США поддерживают эти усилия, не веря в их успех и затачивая свое оружие. И вот в самый ответственный момент появляется Путин, который расстраивает всю игру в кнут и пряник своим контрактом, вмешивающимся в процесс производства иранского урана.
Такой представляется расстановка сил в преддверии настоящей Троянской войны, которая, возможно, действительно будет начата. Но еще не известно, на чьей стороне будет Россия Путина, который играет по крупному и рискует по крупному.
Почему? Ответов может быть два. Традиционный имперский, который связан с возвращением к классическим амбициям Великой России. Но в еще большей степени Путина интересует осуществление контроля над нероссийскими энергетическими источниками, от которых зависит цена на российскую нефть и богатство страны, производящей не технологии, а исключительно черное золото. Здесь действует принцип: пока существует напряженность, нефть будет дорогой, и, значит, Россия будет аккумулировать ресурсы. Однако второй президентский мандат Буша и присутствие Райс могут подтолкнуть США к ликвидации иранской проблемы молниеносным путем - быстро устранив иллюзии Европы относительно ее роли и предъявив России счет за ее отчаянную игру.
Паоло Гуццанти - сенатор от партии 'Вперед, Италия'