Уничтожив чеченского руководителя, русские лишились человека, подававшего надежду на компромисс
В 1996 году российские войска уже выходили на след прятавшегося в горах Чечни Аслана Масхадова. Он давал очень короткие интервью, сидя на пеньке в лесу, окруженный нервными и озабоченными телохранителями. Грустная улыбка, каракулевая папаха и тонкая бородка с проседью. Он говорил: 'Даже если русские меня убьют, они все равно не смогут убить в чеченцах жажду свободы.'
'Чеченский волк', как его часто называли его сторонники, был, по мнению Кремля, виновен в том, что выиграл первую войну против России (1994-1996). Будучи начальником штаба, он отважно противостоял войскам бывшей Красной армии, нередко вместе со своими людьми находясь на переднем крае, что к нему вызывало огромное уважение.
Неустанно трудясь день и ночь в помещении без электричества, служившем ему штабом в Грозном, уткнувшись в штабные карты, он всегда оставался по-олимпийски спокойным, движимый куда более сильным убеждением, чем сбрасываемые российскими самолетами бомбы: Чечня не может жить под российским игом.
Родившийся 21 сентября 1951 года в Казахстане, куда его родители были сосланы Сталиным, Масхадов сделал блестящую карьеру, став полковником советской армии. Прослужив десять лет на Дальнем Востоке, а затем какое-то время в Венгрии, он был назначен командиром артиллерийского полка в Вильнюсе (Литва). Он вернулся на родину в 1992 году, как только начались первые российско-чеченские столкновения, чтобы поддержать заявление о независимости Чечни.
Когда в 1994 году разразилась война, президент сепаратистов Джохар Дудаев сделал его своим начальником штаба. У Масхадова была лишь одна цель: создать достаточно сильную армию, способную наносить тяжелые поражения российским войскам, и таким образом вынудить Москву начать переговоры. Его стратегические способности и хладнокровие очень быстро сделали из него героя. Именно ему принадлежит успех заключительной военной операции, позволившей чеченцам отбить Грозный у русских в 1996 году.
Его умение установить диалог с русскими и его качества дипломата во время переговоров позволили ему заключить мирное соглашение с российским генералом Александром Лебедем. Вскоре после окончания первой войны, в январе 1997 года, он был избран президентом Чечни, набрав 60% голосов. В то время Москва признала его 'законным' президентом республики.
Однако, будучи сторонником мира, умеренным сепаратистом, который одинаково умел использовать как оружие, так и компромисс, он совершил то, что некоторые из его окружения, расценивают как самую большую его ошибку. Опасаясь вспышки гражданской войны в искалеченной российскими бомбардировками Чечне, Масхадов отказался противостоять радикалам или исламистам-вахабитам, пустившим корни под крылом войны.
Не получив никакой поддержки от западных стран, Чеченцы были вынуждены согласиться на финансовую помощь иностранных государств и организаций. Масхадов, делавший ставку на национальное примирение для воссоздания страны и общества, назначил на пост премьер-министра ставшего радикалом героя войны Шамиля Басаева. Этот союз отзовется позже, но терпимость Масхадова позволила яду пришедших из-за рубежа ваххабитских течений просочиться в эту суфийскую страну, опираясь на кланы и древние традиции.
После того как Путин возглавил Кремль, и в 1999 году началась вторая война, 'президент' Масхадов стал для Москвы 'террористом', с которым необходимо было покончить. ФСБ назначила вознаграждение в 10 миллионов долларов за его поимку. Вынужденный снова уйти в подполье, вождь сепаратистов пытался как мог продлить жизнь чеченского государства, противостоя одновременно российским войскам, посаженным в Грозном Кремлем политическим марионеткам и группировкам чеченских радикалов.
Даже находясь вне закона, Масхадов продолжал воплощать национальное единство чеченских борцов за независимость. Но так же и надежду на то, что когда-нибудь наступит мир с Кремлем. В 2004 году он осудил захват заложников в Беслане, ответственность за который взял на себя Шамиль Басаев. 14 января прошлого года он приказал бойцам-сепаратистам соблюдать прекращение огня на территории Чечни и России. Но эта 'мирная инициатива' была проигнорирована Кремлем.
Во время первой войны убийство президента Дудаева не привело к окончанию партизанских действий сепаратистов. Уничтожив Масхадова, русские снова промахнулись. С кем теперь они смогут вести переговоры? С Шамилем Басаевым, радикальным командиром?
Близкий к Масхадову Ахмед Закаев предупреждает: 'Сопротивление продолжится. . . Масхадов был сдерживающим фактором в Чечне. . . Он пытался избежать эскалации конфликта, избежать распространения его на весь Северный Кавказ. . . Теперь ситуация на Кавказе и в Чечне может стать неуправляемой.'
____________________________________________________________
Спецархив ИноСМИ.Ru
Масхадов - жертва российских и исламских радикалов ("The Guardian", Великобритания)
Масхадов ("Die Welt", Германия)
Смертельный враг Кремля ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Москва ликвидирует президента чеченских сепаратистов ("Liberation", Франция)